Posted 10 июня 2022, 11:23

Published 10 июня 2022, 11:23

Modified 2 марта 2023, 14:41

Updated 2 марта 2023, 14:41

Белов и его команда. Как в Чусовом по-настоящему научились опережать время

Белов и его команда. Как в Чусовом по-настоящему научились опережать время

10 июня 2022, 11:23
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru.
Пять лет назад, когда Чусовой получил статус территории опережающего развития, команда тех, кто был уверен в успехе затеи, была невелика. Сейчас именно Чусовой, за мрачные улицы и некогда прозванный аборигенами «Чускаго», обрел своих держащих небо «Атлантов» — ухоженную центральную улицу с современным освещением. Именно в Чусовой бизнес инвестирует 7 млрд рублей. И именно здесь уже есть поселения с положительной демографией. О том, как команде мэрии Чусового удается воплощать мечты и находить новые идеи для развития территории, поговорили с главой Сергеем Беловым и его единомышленниками.

Когда команда редакции Properm.ru выбирала, на чем добраться до Чусового, сомнений не было практически ни у кого. 2,5 часа — и мы на месте. Новый вокзал, табло, указатели. Удобный выход в город, чистота и красивые виды. В некогда сурово-промышленном городе нас встречают хорошие дороги и свежеотремонтированные фасады домов, газоны и новые фонари, похожие на те, что сейчас устанавливают на Компросе в Перми.

При входе в здание администрации нас встречают, все в курсе — от гардеробщицы до охранника: «Журналисты? К главе? Он ждет уже».

Сергей Белов, глава администрации Чусовского городского округа, встречает еще до кабинета, и не один, с командой — начальником управления строительства и архитектуры Еленой Корниловой и руководителем управления образования Валентиной Михайловой. Чтобы отвечать на каверзные вопросы журналистов. Например, как удалось не только привлечь (вместе с региональными властями) деньги для строительства обхода Чусового, но и отремонтировать дороги и тротуары в городе. Или как удалось повысить рождаемость.

— Сергей Владимирович, начнем с простого, ТОСЭР Чусовой 5 лет в этом году. Что за эти годы реально поменялось? Насколько поменялся сам город, инфраструктура? И насколько поменялись сами люди, жители?

— Самое главное, что мы получили за пять лет, это огромное доверие людей, и этим мы гордимся в первую очередь. Мы видим, что в последнее время (и даже пандемия ни при чем) существенно сократился отток работоспособного населения, экономически активные люди перестали уезжать, работают здесь, создают семьи. Мы это видим по эмоциональному настрою жителей, фиксируем в официальной статистике и через увеличение потребности в детских садах и школах. Видно существенное увеличение поддержки населением органов местного самоуправления. Это кардинально поменяло отношение к администрации.

Ранее территория была депрессивная. На заставках в соцсетях была картинка: молодой человек идет пешком по дороге и несет машину. Меня всегда это напрягало. Я начинал руководить территорией в тот сложный период. Сейчас таких картинок в соцсетях нет, сейчас люди фотографируют, как красиво освещена улица Ленина, фонтаны, цветы. Это приятно. Безусловно, люди видят результаты, люди начали доверять. И это стимулирует нас к дальнейшей работе.

— Если в конце 90-х Чусовой называли «Чускаго», мрачный, бандитский город. Сейчас как называют местные жители свой город?

— Сейчас это просто любимый Чусовой, комфортная для жизни территория, в первую очередь, для людей всех категорий, возрастных и социальных. Это я говорю, как такой же местный житель, абсолютно честно. Это не просто бравурные слова.

Мы сами ездим по городу и видим, в каком состоянии дороги, но останавливаться рано, надо продолжать активно ремонтировать. Мы видим, как работает социальная инфраструктура, в первую очередь, образование. У нас достаточно рабочих мест, точнее, у нас огромный список открытых вакансий. Мы в тройке территорий Пермского края с наименьшим числом нуждающихся в работе, то есть у нас не хватает людей.

За пять лет статуса ТОСЭР произошла реальная диверсификация экономики, люди могут работать не на одном градообразующем предприятии, а на многих других, созданных за последние годы. Так что всем добро пожаловать! Мы готовы принять всех. Детские сады есть, школы есть.

— По классической социологии, лучший показатель развития — это даже +1 человек, положительная демография, увеличилась ли рождаемость? Увеличилось ли число браков, заключаемых на территории?

— В целом рождаемость падает везде, в стране и в мире. К сожалению, Чусовой не исключение. Но у нас есть один населенный пункт — село Сёла, в котором рождаемость увеличилась. И мы это связываем с градообразующим для той территории предприятием «Ключи»: у людей есть стабильная работа и зарплата, и они хотят здесь жить. Есть положительные примеры развития сельского хозяйства на отдельно взятой территории.

Хотелось бы отметить, что число детей, идущих в детские сады и первые классы, стало больше по всей территории. Думаю, это связано с тем, что люди начали приезжать, начали работать на предприятиях, которые были созданы в последние пять лет. Для нас это тоже показатель, потому что миграционные потоки обновились. Есть и маятниковая миграция — люди приезжают работать, но живут в старом месте. К нам едут из Лысьвы, Губахи, Горнозаводска… Скоро все к нам приедут!… Это шутка, конечно, но в целом демографическая ситуация значительно улучшилась.

— Это же ваши потенциальные жители?

— Ежедневный приток маятниковой миграции из Лысьвы составляет 300–400 человек. Губаха — 100 человек примерно. Горнозаводск — тоже примерно 100.

— Это те люди, которые могут в какой-то момент, когда поймут, что все хорошо, могут решить купить здесь для себя или для детей квартиру?

— У нас немного другие агломерационные подходы. Мы с коллегами из близлежащих муниципалитетов стараемся не конкурировать между собой, а взаимодействовать через кооперационные связи, исторические, культурные, спортивные. Если есть хорошие дороги между городами, почему бы по ним не ездить? Да, люди у нас работают, но они возвращаются туда, где их родные, где их могилы, скажем так. Задачи затащить всех — нет, но границы агломерации определены так: со стороны запада — Лысьва, со стороны востока — Горнозаводск, ближе к северу — Александровск. Мы в этих границах конкурируем с другими субъектами.

— Планируете стать столицей агломерации?

— У нас полицентричный тип. Тут нет столицы, некое равноправие должно быть, потому что Чусовой силен своими отраслями, Лысьва и Губаха — своими. Поэтому мы должны поддерживать их все вместе. Например, школьный технопарк «Кванториум». К нам приезжают ребята со всей горнозаводской агломерации.

— Чтобы люди комфортно приезжали, им нужны комфортные дороги. Насколько ситуация изменилась за эти пять лет в цифрах, объемах, комфорте?

— Кардинально ситуация поменялась не за пять лет, а со дня протокольного поручения губернатора от 9 июля 2020 года, где Дмитрий Николаевич, еще будучи врио, дает жесткое поручение министру транспорта передать большой участок дороги Кунгур–Соликамск в собственность Пермского края. Это самый сложный участок, который был в ужасном состоянии, у района не было тогда денег на реконструкцию автодороги. Плюс два моста — через Усьву и Чусовую, и главное — большой транзитный поток в целом. Люди, которые ехали в сторону Лысьвы и Кунгура или наоборот, жаловались ежедневно, ежесуточно.

Для нас точка отсчета хороших дорог именно этот протокол. Транзитный участок мы передали краю, в тот же период был построен обход Чусового. И сразу качество городских дорог улучшилось. Трафик через Чусовой значительно уменьшился. Время обслуживания и содержания увеличилось. Конечно, это очень для нас ценно и важно.

Дальше Елена Викторовна расскажет, что нам удалось.

— Сергей Владимирович уже сказал, что передача транзитного участка — очень важный момент для нашей территории. Кроме этого, нужно отметить еще несколько моментов, которые мы смогли достичь благодаря поддержке министерства транспорта и губернатора. Всё это серьезно повлияло на качество наших дорог. Речь идет об объединении и направлении дополнительных средств из дорожного фонда на ремонт и капитальный ремонт дорог. За счет этих денег мы отремонтировали нашу центральную улицу Ленина (в старой части города), протяженность которой 2 км. Объем средств на это составил порядка 100 млн рублей.

Еще одна дорога связана с приоритетным региональным проектом — строительством тепличного комплекса «Пермский», которому сопутствовало соглашение между региональными властями и нашей территорией о ремонте и реконструкции дорог к предприятию. Часть дорог находится в черте города, часть уходит на территорию поселка Совхозного. Общий объем средств, выделенных на ремонт дорог в этом направлении, составил порядка 115 млн рублей. Общая протяженность — 3,5 км. Для нашего небольшого города это тоже очень заметно.

В этом году планируем закончить работы на двух оставшихся участках до тепличного комплекса и пустить туда автобусный маршрут.

Следующий большой объем работ, выполненных за последние годы, это реконструкция дороги Калино–Верхнечусовские Городки. Это территория, где расположено сельхозпредприятие.

— …и где рождаемость самая высокая…

— Протяженность этой дороги 29 км. Общий объем средств — 940 млн. Работы проведены за счет программы комплексного развития сельских территорий. Из них порядка 500 млн — деньги Пермского края. Порядка 360 млн — федеральный бюджет, всё остальное — местная доля.

Вот эти четыре, считаю, основные дороги, которые мы построили за последние два года.

Понятно, что работа проведена немаленькая, но всегда хочется большего, поэтому в следующие годы планируем отремонтировать еще одну из центральных улиц старой части города. Это улица Фрунзе, тоже транзитная, которую мы пытались отремонтировать, наверное, лет 20.

Мы направили заявку, и она принята министерством транспорта с реализацией в 2023–2024 годах. Цена вопроса порядка 38 млн.

Второй планируемый объект — капитальный ремонт участка автодороги Чусовой–Калино–Комарихинский. Это продолжение той большой дороги, которую мы сделали. Протяженность 10 км. Объем средств — 260 млн. Опять же, по согласованию с губернатором и министерством транспорта мы подали заявку на уровень РФ по программе комплексного развития сельских территорий на 2023–2024 годы. Субсидия выделяется на основании конкурсного отбора. Если мы проходим, дороге быть.

Это очень востребованный участок. Во-первых, там сельхозпредприятие. Во-вторых, два крупных населенных пункта, где живут 2,5–3 тыс. человек. Для них эта дорога важна.

Нынче весной нашу работу особенно хорошо видно: по городу едешь — душа радуется как у строителя и водителя.

— Сергей Владимирович, а люди как реагируют, замечают?

— Откройте комментарии в наших соцсетях — сами всё увидите! Есть, конечно, те, кто недовольны, куда без них. А есть другие. Присылают нам свои фотографии. Старая часть города, ночное время. Мы сделали новое освещение, архитектурную подсветку, газоны, велосипедные дорожки. Вот комментарии: «Красота, мне нравится», «Красивые фотографии», «Город преображается», «Город сказочный, родной, люблю его сильно». Если люди сами так пишут… Всегда приятно, если позитивно реагируют на то, что мы делаем.

Я считаю, что мы меняем отношение. После 2017 года, после получения статуса ТОСЭР, люди начали больше доверять, больше верить в город, приглашать гостей. В последний Новый год к нам приехал победитель «Звёзды в Африке» резидент Comedy Club Олег Верещагин. У него есть фотка: «О, мой город, я из Чусового». Раньше он скрывал, чего греха таить, не говорил, что из Чусового. А сейчас на «Звёздах Африки»: «Я Олег, я из Чусового». Наши спортсмены на последней Олимпиаде тоже говорят, что из Чусового. Гордятся чусовляне местом, где родились и воспитывались, где теперь живут.

— До дворов уже добрались? Как там с благоустройством?

— Добираемся, причем каждый день. Очень многое зависит от инициативы граждан, программа «Комфортная городская среда» дает возможность людям проявлять свою инициативу. Если уж смотреть на дворы, мы сейчас проводим конкурс на лучший двор второй год подряд. Люди начали проявлять свою инициативу, у нас есть дворы, которые просто радуют глаз. А есть дворы, несмотря на то, что дома большие 9-этажные, где есть деньги, где есть тариф, где люди не бедные, к сожалению, оставляет желать лучшего. Это инициатива жителей, конечно.

У меня есть такие наблюдения по нашему большому проекту стратегическому: по улице Ленина. Дома, которые отремонтированы, на них нет никакого граффити вообще. Мы видим дома, которые рядом, которые еще не удалось отремонтировать, там что попало рисуют. Почему не рисуют на домах красивых и отремонтированных, может, теория разбитых окон и работает как раз. Люди просто не хотят чистое трогать.

Был случай, люди выложили в соцсети, как на камерах видеонаблюдения видно, как хулиганы идут и цветы срывают. У нас разлетелось. Нам в личные сообщения стали писать: «Я знаю, кто это, я по жилетке его узнал. Это вот этот. Вы, пожалуйста, не говорите, что это я». «Для вас же делают красоту, для вас же стараются. Вы посмотрите, какая улица Ленина стала красивая». Вот это радует

— Когда перелом после основания ТОСЭР произошел, когда люди поверили?

— Наверное, ближе к 2019 году. На него повлияло несколько факторов: большая часть резидентов, которые зарегистрировались, начали вкладывать деньги, инвестировать, когда начали объединять территории, все-таки для нас это благо, чтобы муниципалитету хватало средств, нужно объединяться. Сегодня это факт. Когда это изменение начало происходить, тогда мы увидели потенциал развития для всей территории, для сельских населенных пунктов. 2019 год — полностью переломный год, когда полетело все. Мы сами крылья отрастили все вместе командой.

— Новые желающие для ТОСЭР появляются?

— Конечно. Мы ждем и мы дождемся. Мы ждем в Чусовском городском округе в поселке Половинка вот-вот откроется крупное цементное производство, пока компания не публичная. Они спокойно работают и работают достаточно эффективно. Это приоритетный региональный проект. Они достаточно уникальные предприниматели. Чтобы зайти, они начали строить параллельно с производством жилой дом для в поселке Половинка для тех, кто будет работать на этом производстве. Это Половинка-сити. При сельском населении в 250 человек появляется жилой дом со всей инфраструктурой. Таких в Перми нет проектов.

— НДФЛ сильно вырос, поступления в бюджет, по сравнению 5 лет назад и сейчас?

— Больше 100 млн. Это еще не последние цифры. Я думаю, выйдем на 140 по этому году. Дороги строим, «Ласточку» запустили. Люди могут жить комфортно, быстро приезжать.

— Что еще хотите дальше?

— Мы хотим детей. Чтобы молодые семьи обосновывались у нас, жили и спокойно работали.

Новости партнеров

Подпишитесь