Как под камской водой искали флот Колчака. Одно короткое путешествие из серых будней

Как под камской водой искали флот Колчака. Одно короткое путешествие из серых будней

7 октября 2022, 11:30
Пермские журналисты наблюдали за работой водолазов Центра подводных исследований Русского географического общества на дне Камы около Хохловки. Ученые предполагают, что здесь могут лежать останки флотилии адмирала Александра Колчака, и за прошедшие две недели обнаружили несколько потенциально интересных объектов.

То, что специалисты Камской археологической экспедиции ПГНИУ, Уральского центра подводных исследований и Центра подводных исследований Русского географического общества будут исследовать дно Камы, анонсировалось еще год назад. В Прикамье ученые и энтузиасты приехали искать затонувший флот адмирала Колчака — большую часть кораблей подняли еще до середины прошлого века, но некоторые потенциально интересные объекты продолжают лежать на дне.

Немного истории. Пермь была одним из немногих городов, которые легко сдались царской армии. Войско подошло к Перми с юго-восточной стороны в ночь на 24 декабря 1918 года, и после непродолжительного боя позиции Красной Армии были заняты. На улицы, очищенные от большевиков, толпами выходили люди, которые поздравляли друг друга, «как в Светлое Христово воскресенье». Адмирал Александр Колчак прибыл в Пермь в феврале 1919-го, свое почтение и полное повиновение ему поспешили выразить возродившиеся Пермское губернское земство и Пермская городская дума.

Камский флот Колчака просуществовал несколько месяцев, военной флотилией его назвать можно с большой долей условности. Из пассажирских судов местных промышленников — товарищества пароходчиков братьев Каменских, судов Ивана Любимова и Николая Мешкова — и была создана флотилия. Буксирные пароходы становились канонерскими лодками, а наливные шхуны и пассажирские пароходы — крейсерами. Командовать Камским флотом Колчак назначил своего давнего друга и соратника контр-адмирала Михаила Смирнова.

Весной 1919 года в Пермь прибывают англичане, для оборудования Камского флота они привозят орудия крейсера «Саффолк». Они также привозят 200 тыс. тонн керосина, которые, по мнению историков, и сыграли роковую роль. В июне флотилия продолжает вести бои — в значительной части в районе Сайгатки (Удмуртия). Но РККА набирает всё большие силы и в конце июня находится на подступах к Перми. И в это же время сгорает весь собранный флот. По одной из версий, привезенный керосин был разлит вокруг стоящих на берегу левшинского причала амбаров, чтобы уничтожить награбленное, по другой — сжигались именно суда.

В результате все две сотни судов Камского флота были уничтожены. До Второй мировой войны их поднимали со дна реки, и часть катеров была восстановлена, и даже вошла во флот РККА. Но несколько деревянных пароходов, барж и дебаркадеров остались на дне. А речного порта в Левшино не стало — после того как шлюзы КамГЭС в 1953 году перекрыли русло реки, это место было затоплено. Сейчас оставшиеся потенциально интересные объекты находятся во внимании археологов и историков — для более точного воссоздания событий 1918 и 1919 годов, но также интересуют и экологов — как объекты, загрязняющие русло Камы.

Работать на дне Камы проще, чем на дне Невы, но видимость оставляет желать лучшего, рассказывает собравшимся в Хохловке журналистам исполнительный директор Центра подводный исследований РГО Сергей Фокин (по совместительству — пилот батискафа, на котором президент России некогда спускался на дно Черного моря). Вода в Каме сильно «заилена», видимость составляет около метра-полутора.

«Есть ряд объектов в местах, которые по архивным данным совпадают с местами, где были события 19 года, связанные с флотом Колчака. Это тоже факт. Объекты конструкционно похожи на объекты начала 20 века — конца 19 века, некоторые имеют признаки более ранних объектов. Это тоже факт. Но работать там сложно», — рассказывает о работе на дне Камы гидроакустик ЦПИ РГО Александр Образцов.

После короткого инструктажа группа журналистов, фотографов и операторов направляется на катер и — к месту исследований. Здесь лежит один из потенциально интересных «объектов», отнесенный учеными к концу 19-го — началу 20-го века. Всего для дальнейшего изучения археологи ПГНИУ и сотрудники РГО отобрали около десятка таких и называют их «объектами» или «аномалиями» неспроста. На сегодня это только гипотеза, что они — часть флотилии Колчака, находки только предстоит изучать, сравнивать с архивными документами и описаниями судов пермских пароходчиков. Только тогда они станут кораблями, барками и крейсерами Камского флота.

Хотя, тяга к открытиями берет свое. «Здесь мы видим определенно - корабль. В кадре видны элементы корпуса. Оконечность: не знаем носовая или кормовая. Водолазы говорят, что судя по всему — кормовая. Кормовой конечностью он похож на буксир. Обычно у буксиров есть корма, на которой нет ничего, чтобы тросы могли перемещаться. Теоретически они увидели что-то похожее на остатки паровой машины. Пока все, вся информация, которая есть. Я, увидев изображение на экране гидролокатора, сразу начинаю вопить: ныряйте, ныряйте», — рассказывает об одной из находок Сергей Фокин.

«Если исходить из исторического факта, в конце июня 19 года большое количество кораблей колчаковской флотилии были согнаны в район Левшинского порта, по спорным причинам загорелись. Кто-то считает, что это был целенаправленный поджог и уничтожение флота. Кто-то считает, что это случайный пожар. Одна из гипотез, что сжигали амбары, которые находились на берегах, со всяким добром, чтобы скрыть грабежи. Флот тут случайно оказался, тоже сгорел. Есть основания полагать, что подняли далеко не все. Одна из задач была — проверить состояние акватории близ затопленного ныне порта Левшина, посмотреть, есть ли там какие-то объекты, которые можем отнести к этому времени, проверить гипотезу, связано ли это с событиями 1919 года. Мы выявили эти аномалии, совершили погружения и понимаем, что это представляет научную ценность, историческую ценность», — рассказывает перед заброской на место погружения научный руководитель совместной подводно-исследовательской экспедиции Григорий Головчанский.

Среди найденных в пойме Камы объектов-аномалий есть предполагаемые корабли, есть причальные дебаркадеры, есть вероятные причальные стенки и масса других будущих археологических находок. «Этап исследований продлился около двух недель с учетом подготовительных работ. Задачи у нас были очень общие, потому что мы к наследию Колчака и вообще к изучению водоемов Прикамья только подходим. Пермский край — регион с исторически активным речным судоходством, собственно, проход флотилии Колчака — только один из этапов. Да, он известный, да, он значимый, безусловно, для истории нашей страны и в целом. Учитывая, что после строительства ГЭС береговая черта очень сильно изменилась, мы имеем возможность найти не только объекты затонувшие в виде судов, но и бывшие береговые конструкции», — делится находками Сергей Фокин.

Хотя совместная поездка водолазов РГО и пермских журналистов скорее просветительская, но ученные и в этот раз используют возможность исследовать возможный корабль флотилии. С любопытством репортеры наблюдают за спуском и возвращением водолазов.

И уже после погружения на глубину порядка 17 метров, сразу после подводной съемки, Сергей Фокин рассказывает об увиденном: «Честно признаться, без консультации с литературой я не могу тип судна сформулировать. Я могу сказать, что оно достаточно большое, метров 20–30 в длину, достаточно узкое при этом. Назовем его «чечевицеобразное», заостренное с обоих концов. Судно деревянное с металлическими нагелями. Мы предполагаем, судя по конструктиву, что это начало 20 — конец 19 века.

Сейчас отсняли на корме несколько характерных элементов. В следующем погружении постараемся отснять характерные элементы в носу. Для идентификации объектов у нас есть два типа признаков: признаки прямые и косвенные. Признаки прямые — это, если нам повезло, написано на борту название, или мы нашли судовой колокол, на котором выбито название, которые могут безальтернативно определить объекты. В данном случае объект сильно разрушен, сильно заилен. Таких признаков мы не надеемся найти. Но по итогам исследования мы либо уберем слово вероятно, когда мы говорим про этот объект и историю флотилии Колчака, либо уберем слово вероятно, скажем, что никак не связан. Наша задача — снизить степень неопределенности в исторических знания».

Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина
Ирина Молокотина

В ходе совместной подводно-исследовательской экспедиции ПГНИУ и РГО гидролокатором бокового обзора были обследованы 40,5 кв. км площади акваторий Камы и Чусовой в пространствах исторических русел. Аппаратный поиск показал около десятка аномалий на грунте, пять из которых специалисты определяют как самоходные суда. По наиболее перспективным объектам проведены водолазные разведки с видеофиксацией. По результатам первичных водолазных осмотров три корпуса имеют признаки объектов культурного наследия и могут быть охарактеризованы как объекты археологии (т.е. период их затопления равен или превышает 100 лет). В силу высокой заиленности их конструктивные элементы выступают над уровнем дна не более чем на метр, что означает, что для их детального изучения потребуются серьезные грунторазмывные работы, которые могут занять не один сезон.

#Спецпроекты #Мнения #Общество
Подпишитесь