Posted 21 октября 2022,, 05:00

Published 21 октября 2022,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Комплаенс в брокерском бизнесе: преграда или защита?

21 октября 2022, 05:00
Что такое KYC/AML-процедуры, для чего они нужны и как могут защитить интересы как инвестора, так и брокера.
Сюжет
Деньги

В современном мире многие совершенно спокойно относятся к контролю безопасности в аэропортах или торговых центрах, но переживания по поводу запроса данных для верификации личности либо источников заработанных средств при открытии брокерского счета остаются. Особенно актуальной эта проблема стала сейчас, при всплеске брокерского туризма и активного онбординга россиян в зарубежные инвесткомпании. Что такое KYC/AML-процедуры, для чего они нужны и как могут защитить интересы как инвестора, так и брокера, — расскажем ниже.

На страже закона

Комплаенс — от англ. compliance, что в переводе означает «согласие, соответствие, принятие». Этим словом называют соответствие внутренним и внешним требованиям либо нормам. По сути, это часть системы управления/контроля в организации, связанная с комплаенс-рисками, то есть возможным нарушением требований законодательства, юридических документов, правил и стандартов регуляторов, отраслевых ассоциаций, кодексов поведения в компании и так далее.

Существуют два основных вида комплаенс-процедур:
• KYC (Know Your Customer, или «знай своего клиента»);
• AML (Anti-Money Laundering, или «борьба с отмыванием денег»).

Кто ваш клиент?

О чем первая аббревиатура? О том, что все финансовые компании, включая брокерские, должны идентифицировать и верифицировать личность каждого клиента еще при онбординге. Когда-то это было внутренней практикой организаций, но теперь, особенно в свете антироссийских ограничений, стало must do для каждой уважающей себя инвесткомпании. Это нужно для того, чтобы, например, не принять на обслуживание человека, попавшего в индивидуальный SDN-лист. Такая ошибка может дорого обойтись бизнесу, и, чтобы защитить себя и своих клиентов от вторичных санкций, брокерам нужно проводить тщательные скоринговые проверки ежедневно, так как ситуация динамична и может измениться в любой момент.

Возможны верификации разных уровней, но определенный перечень сведений должен предоставить каждый человек. Так, россиянам, которые хотели бы открыть счет в зарубежном (например, казахстанском) брокере, нужно предоставить следующие данные: ФИО, дата рождения, номер телефона, email, ID (загранпаспорт), а также ИИН (не путать с российским ИНН!).

Откуда деньги?

Теперь разберемся с AML. В далеком 1989 году была создана Межправительственная комиссия по финансовому мониторингу (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). После этого понятие AML официально вошло в международный обиход. Что это значит в случае с проверкой источников доходов для потенциальных клиентов брокеров? При заведении средств в инвесткомпанию, которая дорожит своей репутацией, вас могут попросить подтвердить документально, что они получены легально (заработаны, получены в наследство и т. д.).

Суха теория, мой друг…

Но это все теоретические изыскания. А что на практике? Наверное, правильнее всего было бы узнать, что думают сами представители финансовых компаний о комплаенсе. Вот их мнения.
«Одной из важнейших задач любой финансовой организации является противодействие незаконным операциям. Банк ФИНАМ активно противостоит преступным схемам, в том числе благодаря тому, что мы постоянно находим и внедряем наиболее эффективные решения. Мы хотим сделать взаимодействие клиентов с банком и всей финансовой группой максимально простым и понятным, сохранив при этом полную невозможность участия сотрудников в различных незаконных схемах», — заявляет председатель правления Банка ФИНАМ Андрей Шульга.

Представители иностранных брокеров, принимающих на обслуживание россиян, делают акцент на том, что инвесткомпании, работающей в дружественной юрисдикции, важно сохранить работоспособность и избежать вторичных санкций. Вот что говорит об этом Сергей Лукьянов, председатель правления Freedom Broker: «В последние несколько месяцев комплаенс во всех финансовых институтах стал очень востребованным. Freedom не исключение: мы активно наращиваем компетенции, занимаемся автоматизацией и диджитализацией данного направления. Без этого сейчас не обойтись, потому что большой массив клиентов невозможно мониторить вручную. Тут нельзя полагаться только на человеческое внимание и добросовестность, поскольку изменения проходят очень быстро: вчера клиент не подпадал ни под какие ограничения, а сегодня он уже в санкционных списках».


Вместо вывода


На фоне ограничений российского ЦБ в отношении покупки иностранных бумаг розничными инвесторами переход на обслуживание к зарубежному брокеру из дружественной юрисдикции становится чуть ли не единственным выходом для тех, кто хотел бы продолжать торговать наиболее ликвидными финансовыми инструментами. Однако, чтобы быть уверенными в том, что ваш новый брокер не окажется под вторичными ограничениями, приняв на борт непроверенного клиента, правильнее выбирать инвесткомпанию, которая не пренебрегает комплаенс-процедурами.

"