Posted 20 марта 2023,, 03:31

Published 20 марта 2023,, 03:31

Modified 21 марта 2023,, 05:15

Updated 21 марта 2023,, 05:15

Долгая дорога в дырах. Что не так с сериалом «Одни из нас»

20 марта 2023, 03:31
Подошел к концу первый сезон «Одних из нас» — самого нашумевшего сериала начала 2023 года. Многие уже окрестили «Одни из нас» лучшей игровой адаптацией. Критик Григорий Ноговицын сомневается в том, что это лучшая экранизация игры, но не спорит с тем, что это неплохой сериал.

Игра The Last of Us, выйдя в 2013 году как эксклюзив консоли PlayStation 3, произвела революцию в видеоигровом мире. Рецепт успеха оказался одновременно прост и сложен — разработанная под руководством геймдизайнеров Нила Дракмана и Брюса Стрэйли (запомните это имя, потому что сам Дракман и создатели сериала предпочли его забыть) The Last of Us вывела сюжеты и постановку в видеоиграх на принципиально новый, очень высокий уровень, фактически стирая грань между играми и кино. И хотя как игра The Last of Us — это отличный приключенческий боевик с элементами survival horror и стэлса, в первую очередь впечатлил там не геймплей, а потрясающий сюжет и его постановка, как у голливудского фильма.

Действие игры происходило в США, спустя двадцать лет после глобальной пандемии, вызванной грибком-паразитом кордицепсом, превращающим людей в зомби. Отбиваясь от зомби, военных и мародеров, по территории умершей Америки контрабандист (в прошлом мародер и убийца) Джоэл, потерявший дочь в первый же день апокалипсиса, вел девочку-подростка Элли. Их цель — лаборатория ищущей лекарство от грибка партизанской и, по сути, террористической организации «Светлячки» (да, именно так, «Цикады», как и собственно название «Одни из нас» — это плоды трудов переводчиков-надмозгов). Элли должна в этом сильно помочь, поскольку она единственный человек, у которого есть иммунитет к кордицепсу.

На том, как прописано общение между двумя героями, на химии между ними и постепенно эволюционирующих отношениях Джоэла и Элли и строится обаяние и популярность этой игры. Таких пронзительных и отлично прописанных историй в игровой индустрии очень мало. Подобного уровня не достигло даже продолжение — The Last of Us Part Two. Сиквел многие приняли в штыки за очень серьезные нарративные проблемы и спускание в лунку для гольфа многих важных вещей из первой игры.

Неудивительно, что The Last of Us заинтересовались кино- и телепродюсеры. Сверхпопулярная игра уже, по сути, была готовым фильмом — бери и снимай. И даже странно, что экранизации пришлось ждать целых десять лет. Но в итоге получили не абы что, а дорогой сериал, шоураннером которого выступил автор «Чернобыля» (18+) Крэйг Мэйзин, а сценаристом сам Нил Дракман.

После выхода первых серий «Одних из нас» сразу окрестили лучшей экранизацией видеоигры. Всё потому, что создатели сериала сделали одну простую вещь — они чуть ли не покадрово пересняли большинство моментов игры. Благо, сама игра позволяла. Интернет завален роликами со сравнениями кадров из The Last of Us и «Одних из нас». И поскольку в игре всё было поставлено круто, то и в сериале это тоже круто. Особенно в первом, самом масштабном эпизоде, где начинается конец света и на руках у Джоэла погибает его дочь. Кстати, какую-то часть первого эпизода снял отстраненный от проекта российский режиссер Кантемир Балагов. Пришедшая с ним в сериал оператор Ксения Середа сняла три эпизода.

Самое большое отличие от игры, которое возмутило многих фанатов, — это подбор актеров на главные роли. Да, чилиец Педро Паскаль, и правда, не очень похож на архетипичного американского работягу по имени Джоэл Миллер, а Белла Рамзи так вообще ничем, даже возрастом не напоминает игровую Элли. Но это неважно, потому что со своими задачами артисты справились великолепно. В них, правда, видишь усталого боевого старика, который постепенно, по-отечески сближается с резкой и суровой девочкой, которая за всю жизнь не видела ничего, кроме жестокости. Разве что между Паскалем и Рамзи нет такой мощной химии, как между героями игры. Но тут не их вина, а как раз постановщиков и шоураннеров.

Дело в том, что, взяв очень лихой и впечатляющий старт в первых двух эпизодах, после которых «Одних из нас» и объявили лучшей видеоигровой адаптацией, сериал стал сильно проседать в ритме и насыщенности событиями. А началось это с пресловутой третьей серии. Проблема этого эпизода не в демонстрации того, за пропаганду чего в России сейчас положен срок, а в том, что этот эпизод представляет собой построенный на логических дырах и нестыковках абсолютно манипулятивный (как Мэйзин умеет простецкую манипуляцию наполнить эмоциями, он прекрасно показал в «Чернобыле»), дешевый фанфик.

И такой филлер в первом сезоне не один. Сразу после весьма динамичной и наряженной двухсерийной арки с побегом из Канзас-Сити подряд идут два таких эпизода. Седьмая серия, цитирующая игровое дополнение Left Behind, — тоже, по сути, построенный на грубых допущениях фанфик. То есть четверть первого сезона — это филлеры, которые не раскрывают мир, не двигают сюжет и разве что лишь немного раскрывают Элли.

Поэтому во второй части первого сезона «Одних из нас» происходит странное — событий вроде полно, но важных из них совсем немного, отчего сериал начинает казаться очень затянутым. Это и размывает ту самую потрясающую историю отношений Джоэла и Элли, благородя которым The Last of Us и стала такой знаковой игрой. А тот самый легендарный финал, до сих пор у многих вызывающий слезы, выглядит смазанным и не таким цепляющим.

Эта затянутость и размывание возникают не только оттого, что авторы отвлекались на сторонние истории, тратя время на них, а не основной сюжет. И даже не оттого, что Дракман явно пытался подверстать происходящие в первом сезоне события под события второй игры. Просто с создателями «Одних из нас» сыграло злую шутку то, за что их так хвалили, — тот самый покадровый перенос игры. Они вынули из игры геймплей, и вдруг оказалось, что он, вообще-то, был важной частью драматургии и отношений между персонажами. Все-таки в The Last of Us Джоэл и Элли очень много взаимодействовали по ходу путешествия, прикрывали друг друга, и так на протяжении нескольких часов игры. И конечно, когда ты сам как игрок выполняешь определенные действия, это больше погружает тебя в историю героев.

В силу естественных причин в сериале этого нет, да и быть не может. Проблема в том, что даже такие мастера, как Крэйг Мэйзин и Нил Дракман, не смогли придумать, как адекватно заменить это. А при условии, что значительная часть «Одних из нас» это просто переснятая игра без геймплея, выходит, что в самом центре очень крутой и отлично прописанной драматической истории зияет гигантская нарративная дыра.

Такой подход и не позволяет назвать «Одних из нас» лучшей экранизацией видеоигры. Потому что авторы, на самом деле, не разобрались, как максимально адекватно перенести игру в сериал, и сделали это тупо в лоб. Их подход оказался пусть и угождающим фанатам, но всё же ошибочным. Но делает ли это «Одних из нас» плохим сериалом? Как ни странно, нет. Это хороший, профессионально сделанный, очень дорогой и впечатляющий сериал, заслуживший свою самостоятельную славу, в отрыве от первоисточника. Не больше и не меньше. Да, это не такой шедевр, как оригинальная игра. Это просто качественный кинопродукт, который, пусть и не без серьезных ошибок, рассказывает очень интересную и цепляющую историю, с которой всё же стоит ознакомиться.

"