Posted 8 июня 2023,, 08:03

Published 8 июня 2023,, 08:03

Modified 8 июня 2023,, 08:04

Updated 8 июня 2023,, 08:04

«За три дня до 300». Впечатления о Перми гостя из Тотьмы: ожидание и реальность

«За три дня до 300». Впечатления о Перми гостя из Тотьмы: ожидание и реальность

8 июня 2023, 08:03
Фото: Алексей Новоселов / Страница Алексея Новоселова
Директор Тотемского музейного объединения Алексей Новоселов жил в Перми несколько лет назад, в годы своего студенчества, во времена губернаторства Олега Чиркунова. И вот уже известного ученого, историка, исследователя пригласили в Пермь на музейную конференцию.
Сюжет
Пермь 300

Алексей Новоселов опубликовал два поста: до поездки в Пермь — свои воспоминания о городе и ожидания от визита. И после того, как приехал. Публикуем оба, сравните, какие были ожидания, и какой показалась ученому реальность.

Пост ДО. В Пермь

Пермь — место, в котором прошла значительная часть моего студенчества, с которым связана масса воспоминаний и даже свой музыкальный фон («Город-сказка, город-мечта» — хотя на мечту Пермь была решительно не похожа). Мы исследовали пространства речного вокзала и табачной фабрики, бродили по картонным лабиринтам перед гостиницей «Урал» и по фестивальным городкам на эспланаде, прошли все музеи от подпольной типографии до диорамы на Вышке, пили самый дешевый в городе милкшейк в буфете экономфака ПГУ, а потом ловили дзен на стрелке Камы и Чусовой в районе пятого километра или между одинаковых пятиэтажек на Крохалевке.

Пермь удивляла безликостью одинаковых улиц, всего этого набора ХохряковаПлехановаКрисановаБорчаниноваПоповаКуйбышева (найди пять отличий — не получится); железной дорогой и промзонами между городом и рекой (город, повёрнутый задом к Каме, троллил я местных); при этом бесспорно цепляла насыщенностью и густотой всяческой культурной движухи, которой, казалось, расти там совершенно неоткуда. Даже знаменитый пермский балет выглядел в этом городе оксюмороном, втиснутым в пространство города где-то между коробок ТЦ «Колизей» и трубами «Камтэкс-химпрома».

Впрочем, Пермь вообще была городом победившего оксюморона — с зоопарком на кладбище, галереей в соборе, скелетами динозавров на вокзале, площадью Европы (ныне стыдливо переименованной) на парковке и троллейбусном кольце.

Иногда нам надоедал суровый пермский стиль с его мордором из хрущёвок, мы покупали вкусный кунгурский творожок, невкусные дешевые булки в «Вивате», билеты на автовокзале посреди колхозного рынка и двигали куда-то искать красоту: либо в ближнее «Подпермье» (Хохловка, Троица, Краснокамск), либо куда-то в дальние дали. Например, в минус 26 в Соликамск или по летней жаре в Кунгур, но были и менее очевидные места: Пермь-36, Ильинский, Нытва. Местные порой сами не ожидали гостей: так, в Чусовом нам никто из встречных в дояндекскартовскую эпоху не мог сказать, где находится этнографический парк — но мы были упорными и добились своего (по пути ещё нашли наглухо закрытый и работающий по заявкам дом Астафьева).

Так сложилось, что в последние лет десять с Пермью меня связывает мало что — я редко бываю в городе и редко читаю о том, что там происходит. Однако знаю, что на носу 300-летие. И так совпало, что я окажусь в городе накануне сего юбилея, уже на будущей неделе.

Пост ПОСЛЕ. В Перми

«Это фотошоп или нейросеть?» — задались вопросом люди, которым я направил фото июньской Перми в состоянии «за три дня до трёхсотлетия». Но Пермь реально такая. Центр вылизан и буквально вымыт шампунем. Кругом огоньки, парковки самокатов и модные парни, совсем не похожие на реальных пацанов.

На набережной — очень грамотно зонированной — движение не затихает ни на минуту. Город наконец повернулся к реке, и даже железная дорога вдоль Камы, которую убирали-убирали, но так и не убрали, уже не настолько диссонирует с ландшафтом. Новые торговые центры, модные деревянные лавки, визуал «Пермь 300». В общем, всё в целом скромнее, чем на 800-летие Нижнего Новгорода, но достаточно для удивлений и инстаграмных фото.

Тем не менее, не покидает ощущение, что по сравнению с периодом 10-15-летней давности благоустройства стало больше, а свободы, творчества и мечты — меньше. О чём мечтает нынешняя Пермь, какой образ будущего для неё является желаемым — понятно не слишком. Ясно лишь следование общему тренду: вместо красных человечков — орден Ленина, вместо музея современного искусства на речном вокзале — «Россия моя история», вместо площади Европы — площадь трёх столетий с очередным оружием посредине.

Избавление от одних оксюморонов неизбежно влечёт за собой новые. Город-картинка из нейросети, с самокатами и площадками для тусовок под открытым небом, будто бы созданный для гедонизма, сильно контрастирует с повесткой дня и с той ситуацией, в которой мы все находимся. Это ощущение не выходит из головы и противно сопровождается чередой «несвоевременных мыслей». Впрочем, то совсем не вина города. За пермяков следует порадоваться.

"