Posted 13 июня 2023, 06:29
Published 13 июня 2023, 06:29
Modified 13 июня 2023, 13:33
Updated 13 июня 2023, 13:33
Перед юбилеем города началась серия показов картин проекта «Пермь как фильм». В рамках проекта было снято множество документальных лент и один художественный фильм — «Продавец счастливой пиццы» (18+). Григорий Ноговицын рассказывает, почему история о пермском курьере очень милая и трогательная, но при этом несобранная, и кажется опоздавшей лет на десять.
Не стоит лишний раз напоминать, что в Перми снимают отличное документальное кино. Естественно, что к юбилею города была подготовлена целая серия документальных фильмов, снятых в рамках проекта «Пермь как фильм». А вот с собственным художественным кино у нас в крае не очень. Регион стал площадкой для съемок кино и сериалов, но которые делают столичные продакшены. Тем отраднее, что среди картин проекта «Пермь как фильм» все-таки есть одна художественная. Правда, сделали ее пермские документалисты: режиссер Алексей Романов и сценаристка Елена Филимоновых, которые только что выпустили все серии еще одного проекта к юбилею города — документального сериала «Молотов коктейль»; продюсером фильма выступил директор студии «Новый курс» Владимир Соколов.
Поэтому неудивительно, что в «Продавце счастливой пиццы» много документальных съемок, эпизодов с участием настоящих курьеров, а начинается фильм со слов человека, ставшего прототипом главного героя. Этого героя зовут Саня (Алексей Корсуков) — он ушел в доставку еды с должности на некоем предприятии, разводится с женой Яной (Алина Ледовская), но своей маме (Татьяна Жаркова) ни о смене работы, ни о разводе не говорит. О сложностях курьерской жизни и забавных историях из своей практики Саня предпочитает рассказывать в баре, выступая там со стендапами.
А историй у Сани хватает. Ведь кого только не встречает курьер в большом городе: известных реперов (Сява), надменных кинорежиссеров (Сергей Лизнев), художников (Татьяна Нечеухина), композиторов-сказочников (Валерий Грунер), сантехников-интеллектуалов, других курьеров, бросивших свои термосумки и гоняющих в футбол, Теодора Курентзиса (в кадре не появится, хотя авторы очень хотели) и витающую в облаках девушку Машу (Евгения Шишенина) с очень необычной просьбой…
И в хождениях от одного клиента к другому Саня пытается что-то понять про себя, про свои отношения, про то, зачем ему всё это нрадо. Его история — это стержень, на который, как на игрушку-пирамидку, нанизываются яркие истории других людей. И смотрится это всё мило и трогательно, очень тепло и душевно, очень жизненно. Даже один тяжелый момент режиссер и актеры умудряются подать так, что он кажется трогательным, лиричным и даже немного забавным.
Актеры, даже непрофессионалы, большие молодцы. Алексей Корсуков — находка, и просто идеальное попадание в образ современного маленького человека, немного потерявшегося в жизни. Его совместная сцена с Татьяной Жарковой, играющей маму Сани, просто «обнять и плакать».
И в «Продавце…» хватает таких сцен, но проблема в том, что они плохо собираются воедино. Все-таки части пирамидки должны быть подогнаны одна к другой, и должны выстраиваться в одну фигуру, а тут они все разные. Из-за этого не самый длинный фильм кажется затянутым.
И этому есть множество причин. Авторы «Продавца…» на первом показе 7 июня признавались, что в ходе проекта много импровизировали, что-то добавляли или вычеркивали (причем до самого последнего момента), даже название фильма — это остатки старых наработок. Ведь Саня пиццу не продает, а только доставляет. То, что, как сказал режиссер Алексей Романов, они снимали художественное кино за деньги, которые обычно дают на документальное, тоже сказалось не лучшим образом.
Из-за этого всего картина выглядит очень нецельной и несобранной. Да, в ней есть генеральная линия Сани, но кто он, откуда и куда идет? И вообще, это кино про него? А может, оно про тяжелую работу и судьбу курьеров? А может, про интересных пермяков? Или вообще про Пермь? Кажется, создатели «Продавца…» так до конца и не определились, о чем именно из этого списка они делают кино. И сделали про всё сразу. А когда кино про всё сразу, оно выходит немного ни о чем.
Еще одна интересная особенность «Продавца…»: кажется, будто фильм пришел из начала 2010-х. Рэпер Сява на вступительных титрах, чей пик популярности пришелся на то время. Тему с появляющимися в начале фильма рабочими-интеллигентами, разговаривающими о сложных материях, как раз в те же годы закрыла «Наша Russia» (16+). Часть актерского состава — фактически капустник интересных пермяков, плюс озвученные внутренние монологи героя (через стендап) — так это первые сезоны «Реальных пацанов» (16+) (кстати, Алексей Романов снимал пятый сезон этого сериала). А героиня Маша словно пришла из фильмов Анны Меликян про сказочных девушек не от мира сего. Как раз в начале 2010 года Анна Меликян делала о таких девочках интересные фильмы.
А ведь и правда, если бы фильм типа «Продавца…» вышел в Перми в 2011-м или 2012 году, на излете культурной революции, то цены бы ему не было, для города бы он стал важным явлением. А так — весьма противоречивая работа. Рваный, странно собранный и затянутый, не способный (кажется, и не пытавшийся) сосредоточиться на какой-то одной мысли и конкретном посыле фильм, сделанный по лекалам более чем десятилетней давности. Хотя его приятно смотреть. Хорошие истории, отличные актеры, красиво снятая Пермь — всё это может запасть в душу, если не обращать внимания на шероховатости и учесть, что при своих условиях создания «Продавец…» и не мог получиться без них. Так что этот фильм, может, и не явление, но точно интересный артефакт и наглядный пример того, что такое художественное кино, сделанное в современной Перми.