«Остров» как часть «Архипелага» проходил в Перми впервые, и сразу по теме беспилотия, ставшей приоритетной для развития экономики страны до 2035 года. Спустя неделю на площадке Форума будущих технологий президент России Владимир Путин заявил, что до 1 сентября текущего года необходимо утвердить национальный проект по развитию беспилотников и приоритетно учесть его в бюджете страны.
О том, насколько Пермь и Пермский край готовы к прорыву, поговорили с идеологом проекта, пермяком, исполнительным директором Автономной некоммерческой организации «Платформа Национальной технологической инициативы» Андреем Силингом.
— Андрей Леонардович, почему именно Пермь была выбрана для проведения интенсива «Остров» по теме развития беспилотных авиационных систем (БАС)?
— Этому соответствует довольно амбициозная и точная ставка управленческой команды и профессионального сообщества региона на участие в реализации одного из ключевых приоритетов страны по технологическому развитию — создание новой отрасли беспилотной авиации. Сейчас в России происходит фундаментальный, тектонический сдвиг в индустриях. Его можно сравнить с большими проектами, которые страна уже реализовала в предыдущем столетии. Например, создание отрасли гражданской авиации, атомной отрасли. Масштаб изменений, глубина, их сквозной всепроникающий характер вполне сопоставимы.
Наверное, самый серьезный вызов — это вызов сложности систем беспилотной авиации. Потому что авиационные системы, которые есть сейчас, и те, которые появятся в ближайшем будущем, управление ими, их взаимодействием между собой, взаимодействием с другими технологическими системами требуют принципиально новых алгоритмов, других систем управления, протоколов, стандартов, и даже другого подхода к образованию, нежели это сложилось в нынешнем технологическом укладе. Наверное, это самый главный вызов.
— Как эти вызовы включить в нашу повседневную жизнь?
— Руководители и специалисты самых разных отраслей промышленности приходят к осознанию того, что беспилотники — это наше настоящее. Это происходит, в том числе, в ходе работы, которая разворачивается в правительстве и которую мы, Платформа Национальной технологической инициативы (АНО «Платформа НТИ»), поддерживаем методологически, — по сборке стратегии развития беспилотных авиационных систем (БАС), реализации национального проекта, созданию региональных стратегий по применению беспилотной авиации «на земле». Постепенно происходит осознание, насколько это будущее уже наступило.
События последнего года (я даже не говорю об СВО, где очевидно, что оружие победы это не только артиллерия, но и беспилотники) показали, насколько и гражданская сфера созрела для беспилотия: логистика, сельское хозяйство, строительство и энергетика. Уже очевидно, что эти системы показывают экономическую эффективность, их применение оправдано.
При использовании беспилотников на десятки процентов, в разы увеличивается урожайность, снижаются потери семян и удобрений, это уже факт. Даже тот технологический уровень беспилотных аппаратов, который сегодня есть, доступен для очень широкого применения.
— Когда ждать технологического прорыва?
— С учетом всех системных усилий, которые сейчас предпринимает правительство, в горизонте пяти-семи лет мы ожидаем взрывного роста беспилотной отрасли. Конечно, это произойдет не в один день. Национальная технологическая инициатива была запущена в 2015 году, рынок Аэронет стал одним из первых и наиболее активных, где сформировалась рабочая группа. Сюда вошло сообщество технологических компаний и специалистов этой будущей отрасли, которые начали готовить ее стандарты, законодательную и нормативную базу.
К лету прошлого года стало понятно, что мы эту отрасль уже можем очень ярко, рельефно показать. Мы — это Платформа Национальной технологической инициативы (АНО «Платформа НТИ», Агентство стратегических инициатив (АНО «АСИ») совместно с правительством Москвы и Министерством промышленности.
В ноябре 2022-го мы собрали первую в истории России выставку беспилотной авиации в павильоне «Космос» ВДНХ. Она получила потрясающие отзывы, потому что люди впервые увидели то, что раскидано по каким-то новостям технологий, которые мало кто читает.
По сути, впервые стало видно, что эта отрасль существует, существуют производители беспилотной техники. Пусть они производят не десятки тысяч устройств в год, но это уже тысячи беспилотников. Существуют производители компонентной базы. Пусть что-то мы вынуждены пока импортировать, но над созданием собственных линий сейчас работают десятки серьезных инженерных коллективов в стране. Батареи, электродвигатели, системы связи — по каждому из этих ключевых направлений есть серьезные отечественные наработки. На сегодня уже есть компании, занимающиеся проектированием, инжинирингом, создающие собственные цифровые платформы для мониторинга взаимодействия и управления инцидентами, — это всё существует. Это осязаемо, это можно потрогать. На базе этого строится системная работа по созданию отрасли.
30 декабря прошлого года президент РФ поручил правительству, профильным ведомствам и различным организациям, в том числе Платформе НТИ, выполнить ряд стратегических задач по развитию беспилотных авиационных систем. Если говорить о Пермском крае, то уже сегодня здесь есть масса технологических заделов, которые для отрасли полезны и будут востребованы. Самое главное, что правительство края рассматривает всерьез системное участие в создании новой отрасли. Ставка сделана, в том числе, на системы навигации.
— Где на карте отрасли находятся пермские промышленники?
— Беспилотники — крайне интересная, перспективная, богатая для промышленности тема. Особенно интересна она для промышленного и ИТ-кластера Пермского края. Здесь есть аэрокосмический кластер, «Авиадвигатель», есть ПНППК, «Эр-Телеком», «Форт-Телеком», «Морион», мощная инженерная школа, научная база пермского научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), которые способны решать сложнейшие задачи, создавать новые продукты.
В Перми три года назад создан федеральный центр компетенций по сквозной технологии «Фотоника». Он показывает себя очень достойно, это тоже хороший ресурс. Оптика, фотоника — те технологические сферы, в которых могут и должны рождаться решения для управления, мониторинга и навигации беспилотных авиасистем.
С учетом того, что мы сейчас видим, отрасль поднялась над условной ватерлинией. Открывается огромное количество возможностей и для зрелых предприятий, и для молодых технологических команд, которые занимаются мехатроникой, робототехникой, искусственным интеллектом. Всё это применимо в реальной экономике. В условиях ее потенциального многократного роста возникает масса возможностей для стартапов, для выхода на новые рынки. Особенно это важно потому, что страна делает ставку на технологический суверенитет по сквозным технологиям.
События на площадке «Острова» в Перми, — не просто местная тусовка, это общероссийский профессиональный форум. Попытка здесь, в этой точке, в этот момент собрать наиболее активных участников создания отрасли навигации для беспилотников, причем не только летающих, естественно. Мы верим, что в горизонте нескольких десятилетий границы между «воздух, земля, вода» сотрутся с технологической точки зрения, все эти логистические системы будут кросс-средовыми, мультимодальными. И мы как потребители транспортных логистических услуг этих различий замечать не будем, они будут бесшовными, системы будут либо универсальными, едиными, либо будут очень хорошо взаимодействовать.
Очень важно, что специалисты из разных уголков страны, из разных сфер навигации друг друга увидели, разобрались с вызовами и трендами отрасли. Эти вызовы, как я сказал, тектонические, их надо осознать, если ты рассчитываешь конкурировать с продуктами предыдущего технологического уклада.
На основе наработок «Острова» пермская команда планирует организовать на федеральном «Архипелаге» проектную лабораторию, посвященную системам навигации, участвует в сборке Национального проекта по созданию отрасли беспилотной авиации в России. Таким образом, «Остров-2023» это действие не только для Перми, но и для всей страны.
— Что касается стратегии: насколько пермские промышленники, те же аграрии, понимают, что им уже вчера надо было искать точки применения беспилотников, создавать собственные?
— Будем надеяться, что «Остров» и «Архипелаг» станут точками необходимого ускорения. Отрадно, что губернатор Дмитрий Махонин проявил к этому личный интерес. Мы ждем пермскую команду на «Архипелаге».
Объективно Пермь вышла на эту тропу несколько позже, чем другие регионы. Может быть, в силу того, что регион был активно занят событиями, посвященными 300-летию. Но сейчас есть все возможности взлететь.
В течение ближайших шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Такова главная цель Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В стране будет создаваться отечественная линейка беспилотных авиационных систем (БАС). Минпромторгу России с участием Минтранса
и Минобрнауки предписано обеспечить мониторинг и контроль реализации
положений Стратегии.
— Еще три года назад в интервью с профессором Олегом Ганиным мы обсуждали, что наши экономисты рекомендовали властям развивать не столько большую авиацию, сколько малую авиацию и беспилотие. Почему не услышали?
— Как известно, будущее наступило, но оно неравномерно распределено. В какой-то момент и Прикамье должно включиться. Нужно набрать критическую массу. Выставка «Аэронет-2035» на ВДНХ в этом смысле для многих людей, принимающих решения, стала поворотным моментом в ускорении развития отрасли.
— Есть ли в образовании понимание, куда будет двигаться отрасль, кого для нее учить? Если мы говорим о тех объемах, которые заложены в федеральную стратегию, понятно, что к 2030 году должны быть не только выпускники техникумов и вузов, а уже специалисты, готовые работать в новой отрасли.
— Драматическая правда заключается в том, что это относится не только к беспилотию. Сегодня это относится практически ко всему. Когда вы спрашиваете, готово ли образование к беспилотию, надо спросить, а готово ли оно вообще к технологическим компетенциям будущего?
В стране в целом неоднородная ситуация. Но есть отличные точки роста. Например, Новосибирск как активный регион в сфере развития образования является абсолютным лидером в системе Кружкового движения НТИ в Национальной технологической олимпиаде по количеству школьников, участвующих в олимпиаде. Они бьют даже Москву и Питер. Новосибирск в топе и по теме беспилотников. Это ставка региона, работа с новыми возможностями, инструментами и образовательными форматами. Хотя современное кружковое движение — не совсем новый формат, это хорошая перезагрузка старой доброй практики. Перезагрузка на современных основаниях, модная, интересная, в которой школьники готовы участвовать и готовиться к профильному образованию. Мои собственные дети в этом с удовольствием участвуют.
Готово ли образование в целом — это всегда вопрос. За всю систему ответить сложно. Мы в рамках подготовки федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» вместе с Мионобнауки собираем на «Архипелаге» держателей самых передовых образовательных форматов и практик в этой сфере, ключевых экспертов. Это делается для того, чтобы в российских регионах и вузах в ближайшие годы появились программы массовой подготовки специалистов — не только операторов дронов, но и инженеров проектировщиков, разработчиков софта и специалистов по эксплуатации и сервису беспилотников.
Также мы проводим на «Архипелаге» сотню различных видов соревнований операторов и разработчиков дронов, из которых семьдесят проводятся впервые. Главная задача, чтобы в России выросла система соревнований для профессионалов и любителей, которая сможет не только обеспечивать отбор лучших, но и массово вовлекать юных энтузиастов в освоение неба.
Сегодня любая образовательная программа должна решить два ключевых вопроса. Во-первых, как мотивировать учеников? И здесь игры, соревнования — один из самых эффективных способов вовлечения и удержания внимания, а также превращения умения в навык. А во-вторых, как сделать так, чтобы передаваемое ученику знание стало глубоким пониманием, перешло в способность развивать свою профессиональную область? Это уже работа с мышлением, участие в форсайтах, постановка рефлексии, формирование привычки относиться к мышлению как к объекту развития. Этим мы занимаемся в вузовских Клубах мышления, созданных уже во многих российских городах. Светлое будущее, в котором человек контролирует техносферу, требует от этого человека все более сложного мышления.