Posted 20 мая 2015, 05:20

Published 20 мая 2015, 05:20

Modified 2 марта 2023, 17:40

Updated 2 марта 2023, 17:40

Записки из декрета. Как заработать и как сэкономить на родительской любви

20 мая 2015, 05:20
Как научиться быть родителем, что развивать в ребенке, куда и зачем нести свои родительские деньги – об этом сегодня в «Записках».

Шокирующий, но приятный подарок — вот чем я обязана одному хорошему и вовремя встреченному педагогу. Когда моей дочке было полтора года и достиг апогея мой родительский зуд («Ребенка надо развивать! Срочно!»), всего за несколько минут Вера Геннадьевна Пупырева объяснила мне, что я не обязана с пеленок показывать ребенку написанные красными чернилами буквы и без конца все пересчитывать. «Научите ее жить в семье, любить и быть любимой, двигаться, а потом дружить и играть — на этой базе потом все само образуется», — эти слова принесли мне и облегчение, и вдохновение.

— Вера Геннадьевна, Вы со своей дочерью занимались «ранним развитием»?
— Наше развитие началось необычно — с похода к астропсихологу, которая посоветовала мне отдать ребенка на танцы. Мы последовали совету, и дочь протанцевала все свое детство и всю школу, танцы помогли ей преодолеть многие сложные ситуации. Натаскивать на ранее чтение и письмо, водить в воскресную школу, помогать с уроками — от этого соблазна я себя всячески удерживала, хотя бабушка уже с 4 лет требовала «заниматься с ребенком». И моя тактика себя оправдала. Например, когда у дочери начались первые сложности с учебой и наступил исторический день, когда я очень эмоционально заявила, что нужно серьезнее относиться к школе и учебе — мой мудрый ребенок попросил (бабушка и дедушка тоже это слышали и были в шоке), чтобы мы отстали от нее со своей школой, потому что наша школа ей вообще не интересна, и математика ей тоже не интересна, она сказала: «Я звезда, я танцую».

И потом на этой установке она очень многое вытягивала в школе и по жизни. Есть такое правило успешности: если у человека в какой-то области есть опыт успеха, такая внутренняя опора «я что-то могу», то он с помощью этого опыта со многим может справиться. Так мы дожили до 7 класса, до пика подросткового возраста — а она все танцует, у нее есть дело, которое ей нравится и которое у нее получается. В этом возрасте со школой все встало на свои места, родители и бабушки перестали истерить, и дочь сказала мне: «Я очень рада, что ты меня не заставляла учиться, ты меня не ломала, как моих одноклассников-отличников, им сейчас неинтересно не только в школе, а мне интересно, и я хочу теперь учиться».

Получается, что это право ребенка — определить собственный темп в жизни, и я считаю, что это самое главное, что важно сделать родителю для собственной жизни и для жизни своего ребенка: помочь ребенку определить его темп жизни, а не навязывать свое представление. Часто мы ломаем детей, не позволяем им двигаться в том ритме, который у них есть в жизни.

— Вы не считаете, что родители должны рассказывать о том, в каком ритме живет мир и давать ребенку инструменты, чтобы справиться с этим ритмом?
— Родители могут и должны рассказывать о ритме мира, но не учить подчиняться ему. И это не самое главное. Главное — нужно научить ребенка чувствовать, что он любим. И как вы это будете доносить — это ваша индивидуальная сложная задача, ведь у каждого человека свое индивидуальное понимание любви. Если родитель ставит себе такую задачу и учится на время отключать свой перегруженный знаниями мозг и включать сердце — именно тот инструмент, который нужен для любви — то он понимает, что с ребенком нужно вести себя так, как вели себя наши бабушки: с ним нужно разговаривать с любовью, ему нужно петь, что-то вместе спокойно делать.

Ребенок очень многое воспринимает через голос близких людей, и важно, чтобы это были не только женские голоса, но и голоса папы, дедушки, дяди, брата. Очень важно сохранить у маленьких детей тот природный дар, с которым они приходят в этот мир — умение чувствовать, познавать мир через чувства. Если мы говорим про раннее развитие, мы говорим прежде всего о развитии чувств ребенка. В том числе чувства ритма, сенсорных ощущений, восприятия цвета и формы и всего прочего.

Если говорить о раннем развитии с точки зрения формирования мозга, то мы не должны идти против природы, против тысячелетних кодов, которые заложены в каждом из нас — а это значит, что мы будем читать сказки, петь песни, рисовать, давать ребенку ручками ощущать этот мир, чтобы ребенок понимал, что в мире существует то и это, такое и другое. Есть холодное, горячее, есть твердое, мягкое и т.д. Ребенок таким образом получает самое главное — определенную систему чувственных координаций, и это опять-таки та почва, которую мы закладываем.

Если она подготовлена, то вся более абстрактная информация, которую мы ценим больше, например, обучение языкам и математике, усваивается по-другому. А если мы грядку плохо вскопали — то на ней плохо что-то будет расти. Чувственная основа жизни, которая закладывается в возрасте до 3-х лет, это и получается та самая грядка. Мы ее вскапывать иногда не умеем, потому что нас не учили этому, у нас нет опыта жизни в многодетных больших семьях, но кто-то интуитивно доходит, возвращается к корням.

— Получается, что если взрослые учат ребенка читать буквы и считать — он все равно получает пользу, потому что слышит и ощущает родные голоса?
— Можно и так сказать, но многие вещи родители понимают тогда, когда уже слишком поздно. Когда ребенок вырос и мы видим его эмоциональные проблемы в собственной семье, в воспитании собственных детей — нас вдруг осеняет, что в то время, которое мы забрали под чтение и всякие высокоинтеллектуальные штуки, мы не успели дать ребенку опыт отношений, опыт чувственного восприятия, а это все закладывается до 3-х лет и через спонтанные формы, через игровые формы, которые жестко структурировать, конечно, можно, но зачем? Что мы в итоге получим? Мозг ребенка недаром сравнивают с губкой, он впитает все, но всему свое время. Здесь другой образ: если помидор еще зеленый, мы же его не едим, потому что у нас есть информация, что помидор должен быть красным, сладким, полезным. Получается, что по отношению к собственным детям мы не понимаем, что кормим их зелеными помидорами, когда, начитавшись и насмотревшись на других, начинаем какие-то рискованные эксперименты.

— Значит, любим, двигаемся, играем. Но почему тогда остаются популярными и востребованными практики раннего обучения чтению, письму, языкам? Почему родители и педагоги этим занимаются?
— Потому что мы живем в обществе потребления.

— То есть нами манипулируют коварные производители?
— Нет, думаю, это идет от популярной цифры, что человек использует не больше 6% возможностей своего мозга. А ведь люди очень любопытны — и они начинают пробовать разные инструменты, которые бы помогли им активировать хотя бы еще один шальной процент. Но надо думать и о целях, и о последствиях каждого эксперимента.

У нас в России очень мало, пока только переводные исследования детства, а дотошные немцы, европейцы, американцы очень много исследовали на протяжении ХХ века — оценивали, как детский опыт влияет на дальнейшую судьбу детей. Меня очень удивило, когда я лет 12 назад прочитала в серьезном научном журнале об исследовании развития зон мозга, отвечающих за творческие способности. Там говорилось о том, что если мы начинаем развивать какую-то одну зону, то неминуемо угнетаем другие, есть такие факты, что если мы начинаем ребенку слишком рано предлагать информацию о числах и буквах — она, конечно, воспринимается и перерабатывается определенным образом, но зоны мозга, отвечающие за творческие способности, начинают угнетаться.

Мне ближе позиция ученых, которые говорят о том, что уже после 4-х лет надо наблюдать за интересами ребенка, не торопить — и у него начинает просыпаться естественный интерес к вербальной информации, происходит естественное выращивание определенных мозговых структур. Многие из этих зон формируются только к десяти годам. Мы об этом мало знаем, но об этом знали наши предки — здесь мы говорим о народной педагогике, гениальной педагогике, основанной на понимании человеческой природы.

— Ваш взгляд на роли родителей и профессионального педагога в жизни ребенка?
— В стране начинают появляться очень мудрые документы, два из которых — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и закон «Об образовании» 2013 года. Там сказано, что родитель — это первый педагог ребенка. На самом деле каким бы ни был профессионал, сила воздействия родительского примера всегда больше, и в этом мудрость этой жизни, а иногда трагедия. Педагог сегодня есть, а завтра ребенок вырос — и педагог ушел из жизни ребенка. Они могут поддерживать отношения, педагог может оставить сильный след в судьбе, научить чему-то важному, но родитель — это тот человек, с которым рождаются и умирают.

— Тем не менее, когда я отдала дочь в сад, для меня было большим облегчением, что кто-то за ней именно как педагог наблюдает, оценивает ее развитие и состояние. Это иллюзия?
— Нет, это не иллюзия. Родителям нужна поддержка, и если рядом с родителем оказывается другой заинтересованный человек, способный дать эту поддержку — педагог, психолог или просто талантливый человек, который может чему-нибудь научить ребенка — естественно, у родителя возникает чувство неодиночества. Я знаю много разных родительских эпопей, родительских экспериментов над собой и над ребенком, которые возникают из чувства «я один, и мне надо все успеть, и надо что-то срочно делать». Родителям в этом состоянии очень тяжело. И хорошо, когда рядом есть человек, который может это состояние разделить, помочь его пережить и найти другое новое состояние — состояние радости от того, что «я как родитель могу многое сделать вместе со своим ребенком, развиваться вместе с ним».

— Возвращаясь к теме раннего развития — чем стоит заниматься и за что стоит платить?
— Могу рекомендовать любые двигательные практики, для ребенка важно умение владения собственным телом. Это первый базовый навык, у ребенка формируется понимание, что он может самостоятельно справляться с самим собой, с собственным телом. Далее — любого рода исследования, причем надо стараться не преграждать ребенку путь к миру, ведь мы все время ограничиваем возможности исследования из соображений безопасности и собственного удобства — закрываем шкафы, прячем «опасные» вещи. Надо создавать правильную среду, которую ребенок в состоянии осваивать.

— На ваш взгляд — какие книги на тему раннего развития недостаточно оценены родителями?
— Мало читают классику. В России мало читают Марию Монтессори в оригинале, например, ее гениальное творение «Дети — другие». Шалву Амонашвили можно назвать недооцененным — у него очень мудрые книги, написанные прежде всего о любви, что очень важно. Новые интересные авторы — психолог Елена Баканова («Современные родители. Как на самом деле учим и воспитываем детей.»), Елена Тимошенко («Чудо Монтессори», об образовательных практиках в 15 странах мира). Януш Корчак — безусловно рекомендую. «Пять языков любви» — это из практических вещей.

— В Перми кто-то занимается образованием родителей?
— Есть разные центры, общественные организации, например, Академия родительского образования, но они больше работают со школьниками и их родителями, что же касается дошкольников, то разного рода программы предлагают многие развивающие центры.

— Именно родительское образование, не занятия с детьми?
— Да, центры предлагают мастер-классы для родителей, курсы, тренинги. На сайте «Самопознание» есть пермский раздел, где психологи и педагоги предлагают свои практики, инструменты, методики и подходы, как традиционные, так и не очень.

— Сколько это стоит?
— Цена разная и она зависит от многих факторов. Родительские программы стоят на порядок дешевле детских — и это парадокс, который почти никто не замечает: мы считаем, что можем заплатить 400 рублей за часовое занятие с ребенком, с гипотетически положительным эффектом, но когда нам предлагают пойти на 3-х часовой мастер-класс для родителя и заплатить за это 800 рублей — нам кажется, что это очень дорого. Мы упускаем логическую цепочку, что воспитание ребенка — это самовоспитание родителя. Если мы хотим расширять возможности собственного ребенка, нам важно развивать себя. Есть такая пословица: «Если ты хочешь помочь ребенку, помоги его родителям».

— Как найти именно то, что подходит твоей семье?
— Есть два варианта поиска: через интернет и через других людей, через других людей, пожалуй, надежнее.

— Ваш сад работает с родителями, кроме как в формате личных бесед?
— У нас много задумок по программам для родителей, мы приходим к тому, что именно совместные занятия с родителями, именно обучение родителей — это самая важная задача дошкольного образования. С лета начнутся проекты нашей «Академии семейного образования» — это будет такая открытая площадка, куда смогут приходить люди, у которых есть своя практика, опыт, взгляды, а родители смогут формировать свои запросы. 30–31 мая можно прийти к нам на фестиваль «Хранители цивилизации», где и тема родительства, и тема родительского предпринимательства, и многие другие будут раскрыты пермскими и московскими мастерами. Мы готовим и пакеты информации, которые можно приобретать дистанционно, потому что мы понимаем, как сложно, имея маленьких детей, выбраться на учебу, особенно в солнечные майские выходные. С осени начнем работать в формате вебинаров.

— Отвечая на вопрос о родительском образовании, вы не отметили материнских организаций, типа Мамалыша.
— Да, на сегодня эта тема в городе появилась и развивается, и это как раз нормальный ответ на запросы людей: когда мы начинаем общаться в родительском сообществе и искать ответы на встающие вопросы, шансы найти разумный ответ возрастают, так как появляются мнения других живых людей, у которых часто есть старшие дети, они могут быть продвинутыми осознанными мамами, хотя и не профессиональными педагогами и психологами. Это отличные возможности, и таких групп становится все больше, это хорошее веяние времени, и оно не случайно. Эта форма — разумный путь, который позволяет отвечать на вызовы времени, прочитав книгу «Понимание человека» и анализируя всю последнюю информацию по воспитанию детей, я понимаю, что именно семейные формы в ближайшие годы будут самой яркой точкой роста в этой сфере, семьи будут объединяться друг с другом в воспитании и развитии детей, формируя новую систему образования детей в 21 веке.

— Это связано с тем, что по сути до 4 лет нереально получить место в муниципальном саду?
— Не только. Мы все сегодня ощущаем, насколько мертва и жестока по отношению к детям, педагогам и родителям существующая система образования. Даже с учетом всех имеющихся попыток ее улучшения — если дом разваливается, то обои клеить бесполезно. Но через это умирание начинает проклевываться новая модель, и ее частью становятся различные семейные инициативы, например, начинают появляться частные сады и школы, созданные по инициативе родителей, под их запросы. Растет количество родителей, которые начинают понимать, что школьную программу можно освоить иначе, с минимальными потерями для физического и психического здоровья. Очень многое можно сделать по-другому: с большей любовью, с большей свободой, гибкостью. И выигрывают от этого все, и взрослые, и дети. Начинает распространяться мнение, что сидеть с детьми — это не «о, ужас!». Например, ребенок не целый день находится в саду — и это устраивает родителей и полезно для ребенка.

— То есть вынужденные длинные декреты — это благо?
— Если встать на некую философскую позицию, то да, благо. Но если мы постараемся увидеть не проблему, а возможности, а они там есть, только мы их пока не видим. Мы видим только черную сторону, что нашим детям некуда пойти в детсады, а мамам — на работу. Но есть возможность совместить одно с другим: образование ребенка и родительскую занятость. Здесь начинает громко звучать тема социального предпринимательства, которой в нашем городе пока не так много, она пока не осознается в таком ракурсе. Хорошей задачей является показать, что этот путь существует в мире, и научить, как в своем городе и своими силами это можно сделать. Тогда у нас появится более разумный формат образования, когда в группах не будет по 35 детей. Мы не отдаем себе отчета, что мы будем жить с поколением детей, которые нам так или иначе за это «отомстят».

— За что отомстят?
— За то, что они жили в группе, где 35 детей! Не надо себя обманывать, солнце не может стать луной, а луна — солнцем, если сад рассчитан на группы в 20 человек — туда нельзя отправлять 35. Самая распространенная практика самообмана — мысль «мы же как-то выросли, нам было хуже…». Поэтому получается так: мама «отсидела» в декрете 1, 2, 3 года — вышла на работу, вроде бы выполнила «программу», а какова цена для нее и ребенка? Мы не научены рассматривать эту короткую жизнь с ребенком как часть своей жизни и жизни ребенка. Не во многих родительских образовательных программах дают возможность посмотреть на родительство с этой стороны. Если родитель через прокуратуру добивается места в саду — это его выбор, но можно найти другие варианты, как развивать своего ребенка и как развиваться самому по жизни.

— Вы считаете, что кто-то наживается на родителях и детях?
— Я считаю, что это выбор и такая судьба, что ли, самого родителя, родитель сам себя приводит куда-то, получает опыт — и со временем его выбор становится все более компетентным, потом он уже не понесет свои деньги кому попало, и тем самым опять же подаст своему ребенку жизненный пример. Родитель каждым своим поступком воспитывает своего ребенка, в этом и есть развитие, не только раннее.

Дорогие родители! Что для вас означает раннее развитие детей? Как вы учились быть родителями? На что зря потратили деньги? Что не успели? Делитесь в комментариях.

Надежда Кудрина для Properm.ru

Подпишитесь