пообщался с участником экспедиции
, редактором интернет-журнала All-Road.ru.
Главная цель экспедиции была все же достичь Караула ли проверить джипы Nissan на прочность?
— Все же проверить машины. В экспедицию они пошли такими, какими они сертифицированы для России и продаются в салонах. Специально мы заказали только зимнюю резину максимально возможного диаметра и с самым широким профилем, чтобы колеса можно было сдувать для езды по рыхлому снегу. Помогало, но не радикально. Еще были сделана проводка для съемной электрической лебедки на каждой машине и верхний свет. Прожекторы нам очень помогли на зимниках.
Сколько тысяч километров вы прошли в этой экспедиции?
— Туда-обратно чуть больше 10 тысяч километров.
Экспедиция прошла, и далеко не в первый раз, Центральную Россию, Урал, и северную Сибирь. Ты заметил, как меняется качество дорожного покрытия в разных регионах?
— Да-да, качество меняется. Вот в Ханты-Мансийском округе приятно удивили бетонки из плотно подогнанных аэродромных плит. А асфальт везде разный, где-то хуже, где-то лучше. Но в целом картина стала удовлетворительней, чем даже пару лет назад.
А если спрошу отдельно про трассу Р-242 Пермь — Екатеринбург? У нас это просто очень чувствительный вопрос...
— Я больше отметил, что свердловская часть этой трассы пошире и поровнее. Обратно мы шли другой дорогой с северо-востока на юго-запад. По пунктам: Ханты-Мансийск, Югорск, Ивдель, Серов, Нижняя Тура, Качканар, Горнозаводск, а дальше уже в Чусовой и Пермь через березниковскую трассу.
Северная дорога по Пермскому краю понравилась больше?
— По покрытию такая же. Но меньше загружена. И гораздо красивее окрестности трассы.
До пробега все три «Патруля» из пресс-парка Nissan были в идеальном состоянии. Сейчас заметно, что их поносило по свету. Что сломалось и отвалилось в дороге?
— Форсунки омывателя замерзли еще в Москве перед стартом. Потом начались всяческие ошибки и глюки электроники вторичных систем. Но сам двигатель, коробка и системы безопасности работают исправно до сих пор. В Сургуте на «последней на материке» техстанции «Ниссана» делали большую проверку машин. Нам сказали, что все в пределах нормы.
То есть обошлись вообще без повреждений?
— Покололи бампера об обледеневший снег, когда через переметы пробивались назад. У меня на машине разбилась левая рулевая тяга, на всех машинах нарушились углы установки колес. Машинам хорошо досталось, они побывали в действительно жестких условиях.
Новый «Патруль» больше предназначен для рынка теплых стран. Объективные минусы эксплуатации «Патрулей» в русскую зиму обнаружились?
— Система обдува ветрового стекла не отапливает углы нормально. Получается рамка из ледяной корки. И еще во время метели и пурги, когда лепил снег в лицо, щетки перестали справляться. Тоже начали примерзать. Для сравнения есть масса машин, у которых таких проблем в морозы никогда не будет.
— Еще к объективным минусам можно отнести очень тяжелый вес машины. Понятно, что все это плата за комфорт, современные технологии и безопасность. Но, с точки зрения езды по бездорожью, лишний вес всегда минус. К тому же вес влияет на расход топлива.
Кстати, сколько бензина «Патрули» съели?
— Когда мы шли по зимникам, расход не укладывался даже в 40 литров. Это очень много даже для такой дороги. От этого у машины маленькая автономность — она зависит от расположения заправок. От АЗС к АЗС — не более 400 км.
Дополнительного запаса бензина не хватило?
— Чтобы пробиться от Нового Уренгоя до Дудинки мы взяли по
бочке бензина на каждую машину. Мы думали, что нам хватит... А хватило только впритык, чтобы пробиться и вернуться. Причем даже не до цивилизованной заправки, а до базы нефтяников, где было топливо для машины начальника базы.
Сколько километров оставалось до конечной точки экспедиции?
— Сложно сказать точный километраж, ведь зимник каждый год немного меняется. И даже те, кто работают на нефтегазовых месторождениях, что удивительно, не знают точных расстояний. Они ездят от одной базы к другой, а чуть в сторону — уже смутно представляют. Там порой невозможно понять, есть дорога или нет.
Там дороги или все же «направления»?
— Там зимники. И иногда в очень даже приличном состоянии — хорошее ледяной шоссе с идеально ровным покрытием. Но есть ответвления, где просто грузовая колея. Но в итоге перемело и те, и другие.
Как «Патруль» проявил свои внедорожные качества?
— Огромный плюс у него — это мотор. Двигатель умеет ехать и «в натяг», и на больших оборотах, выстреливая машину. На переметенных зимниках очень помог. На чистом участке разгонялись до 80 км/ч, и уже на инерции проскакивали снежный участок. А вот на длинном перемете уже не проскакивали, приходилось копать.
Внедорожной машине — внедорожная лопата?
— Точно! Предыдущий мостовой Патруль откапывать было гораздо проще и быстрее. А этот можно только лавинной лопатой на длинной ручке откопать, он очень широкий стал.
А как же навороченные электронные помощники?
— Все системы внедорожной помощи работают не всегда корректно. Иногда они машину скорее закапывают, чем помогают выехать. Сесть, включить все системы и выбраться тут не вариант, надо было головой работать. Зато понижающей передачи хватает, диапазон тяговый хорошо увеличивается.
На трассе в крейсерском режиме как себя ведет этот автомобиль?
— Большой, тяжелый, длиннобазный — с курсовой устойчивость все в полном порядке. Подвеска для трассы работает хорошо. Но, если трасса начинает становится похожей на амурские волны, чем на шоссе, там машина входит в резонанс. Все же на комфортную езду «Патруль» рассчитан, а попадая в колебания сам себя раскачивает. В целом, баланс управляемости и комфорта для наших шоссе очень приемлемый. Выдержит приключения по бездорожью, но с предшественником уже не сравнить.
То есть All-road, вседорожник?
— Да. Предыдущая версия Патруля по внедорожным качествам был выше за счет более прочной ходовой части. Жесткой балкой мостов можно было лед ломать, а это поколение уже по-нежнее. А из-за независимой подвески и особенностей формы днища новый Патруль прилипает.
День за днем, трасса за трассой, копать и не досыпать — что заставляет это делать?
— Это просто в кайф делать. Я езжу постоянно и много. В дороге 2/3 года провожу.
Фото: из архива экспедиции.