По закону к ОАО "Российские железные дороги", как монополисту, применяются методы государственного регулирования. В частности, государство устанавливает цены на перевозку в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах и при этом компенсирует РЖД выпадающие доходы — в форме субсидий.
Так в 2011 году в качестве субсидий компании выделили из бюджета 29,5 млрд рублей. Однако этого оказалось недостаточно. По информации компании, государство не компенсировало убытков от плацкарта на 7,2 млрд рублей. Похожая ситуация складывалась и в прошлые годы.
В результате, по данным газеты "Маркер", РЖД хочет сменить систему субсидирования на систему монетизации, то есть госзаказа. "Речь идет о государственном заказе на перевозку, когда государство выделяет определенную сумму, на которую должна быть осуществлена перевозка. Госзаказ будет формироваться исходя из предоставления льгот на билеты определенным категориям граждан — студентам, пенсионерам, людям с низких доходом. При снятии льготы по типу вагона и введении льготы, например, по пассажиру разные билеты выровняются в цене, то есть плацкарта подорожает", - говорят представители компании.
Другое предложение РЖД — не предоставлять льготы на билеты иностранцам. Еще одна значимая инициатива РЖД касается отмены регулирования цен на перевозки Черноморского побережья, может, по мнению экспертов, иметь наибольший негативный эффект из всех предложений монополиста.