Posted 25 мая 2012, 03:18
Published 25 мая 2012, 03:18
Modified 2 марта 2023, 17:50
Updated 2 марта 2023, 17:50
По данным ЮНЕСКО, 70% населения проживают в городах, из них 400 являются городами-миллионниками, а в 30-ти население превышает 5 млн человек. Если говорить о России, то 80% проживает в городских агломераицях, из них 20 — в городах с населением выше 1 млн человек.
Возьмем, к примеру, огромную городскую агломерацию — Токио, население которого по разным оценкам составляет 25–40 млн человек. В каждом из зданий этого города есть 3–4 подземных этажа. Развитие подземного пространства в Токио достигает 400 тыс. кв метров.
Мировой опыт говорит, что для комфортного проживания в мегаполисе необходимо развивать не только внешний вид города. Объемы ввода подземных площадей должны составлять 20–25% от общего строительства. В нашей стране мы, естественно, не дотягиваем до этих цифр, даже самая продвинутая Москва дает только 8–10%.
Понято, что возникают сложности с развитием этого пространства, и они известны уже много тысячелетий. Не нужно думать, что проблемы освоения подземного пространства стоят отдельно от других проблем мегаполиса, напротив, первые три как раз с этим и связаны. Это возведение зданий в условиях плотной застройки, строительство в неблагоприятных инженерно-гелологических условиях и освоение подземного пространства.
Нам, так или иначе, придется двигаться в этом направлении. Мне бы хотелось показать несколько мировых примеров.
Проект М-30 в Мадриде (Испания), который был реализован в 2004–2007 годах. Это кольцевая дорога по типу садового кольца в Москве. Основная проблема заключалась в том, что она проходила по центральным районам и жилым территориям, рядом с королевским дворцом и императорским театром. За три года им удалось реконструировать 95 километров трасс, 56 из которых увести под землю, и сделать шестиполосное движение.
Другой пример — Мюнхен (Германия). Там создана перехватывающая стоянка. Она находится в центре города и расположена перед пешеходной зоной. Далее — Эдинбург (Шотладния, Великобритания). Здесь создана пятиуровневая стоянка в центре города.
Но не нужно думать, что Россия хуже всех, и в стране с освоением подземных пространств все плохо.
Есть великолепный проект, построенный в конце 1990-х годов — Охотный ряд. Это самый центр Москвы, Красная площадь, Манежная площадь, Тверская. Это четыре уровня, соединение с транспортными магистралями и паркинг, всего 70 тыс. кв. метров под землей.
Есть примеры и в Санкт-Петербурге, где далеко не лучшие грунтовые условия. Там построен торговый центр на Комендантской площади, где были крайне тяжелые условия работы, экскаваторы не могли работать и проваливались, так что под них приходилось укладывать металлические трубы. В результате создано пять уровней под и пять над землей.
Что в Перми? Город-миллионик, второй в стране по протяженности вдоль реки и третий по площади. Не хочу быть банальным и снова кидать камни в Генеральный план. Но три подземные стоянки на ближайшие три года вместимостью 200 машиномест?! Я думаю, этого мало.
Перми нужен комплексный учет всех факторов влиянию нового строительства на существующую застройку, к слову, у нас 14 опасных природных процессов из 20. И нам жизненно необходимо создание и развитие концепции освоения подземного пространства. Без этого мы дальше не двинемся. Это сделано в Москве и в Санкт-Петербурге, там работают соответствующие комиссии.
Мне посчастливилось побывать на совещании в Москве, где выступал председатель градостроительного департамента. Он сказал следующую фразу, которая мне очень понравилась. «Основная идея концепции освоения подземного пространства — москвич, выйдя из подъезда, попадает в подземный переход. Через 30 минут он должен оказаться на другом конце Москвы, либо через два часа — в Европе, либо в течение часа успеть сделать покупки в магазинах, сходить по своим другим делам и прийти здоровым и счастливым домой или на работу».
Иллюстрации предоставлены Андреем Пономаревым