Тема энергоэффективности в России только набирает обороты. Пермские новостройки, где внедрены системы, позволяющие экономить энергоресурсы, можно сосчитать по пальцам. Европейцы уже успели накопить опыт использования современных энергосбергающих технологий не только в строящихся домах, но и при реконструкции ветхого жилого фонда. Управляющий проектом по энергоэффективности строительной группы «Камская долина» Николай Шевченко посетил немецкую компанию Meibes — производителя инженерных систем электро- и теплоснабжения, чтобы узнать, как цент евро бережет.
— Николай Александрович, с чем связан интерес пермской строительной компании к немецким технологиям?
— С компанией Meibes у нас общие интересы. Им важно завоевать российский рынок. Если компания получит опыт работы с крупными застройщиками, то в будущем сможет более широко распространять свою продукцию.
В свою очередь нас интересовали немецкие технологии и опыт эксплуатации энергосберегающего оборудования в Германии. Во время поездки мы познакомились с процессом производства инженерных систем, начиная с момента разработки и заканчивая проверкой качества. И побывали в тех районах, где установлено энергосберегающее оборудование Meibes, увидели, как оно работает.
— Что сегодня стимулирует строителей внедрять энергосберегающие технологии?
— Предпосылок несколько. В первую очередь, к этому обязывает законодательство: в 2009 году вступил в действие федеральный закон №261 по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Согласно закону, все строящиеся дома должны соответствовать требованиям энергоэффективности.
Кроме требований законодательства, мы оцениваем спрос. В последние годы отмечается стремительный рост тарифов на коммунальные услуги, поэтому спрос на энергосберегающие технологии повышается. Мы рассчитываем, что применение современных инженерных систем даст конкурентное преимущество нашей компании. Не исключаю, что на первом этапе возрастут стоимость строительства квадратного метра и, как следствие, цена квартиры, но в дальнейшем это окупится за счет экономии энергоресурсов.
— Что из увиденного в Германии на Вас произвело самое сильное впечатление?
— Больше всего меня удивило очень широкое распространение энергосберегающих технологий. Даже в пустынной местности можно увидеть большое количество ветряных генераторов и солнечных батарей. И это не просто модные игрушки, а реальные устройства, которые позволяют бизнесменам получать доход. В России я нигде не встречал, чтобы на участке использовалось больше одного ветряного генератора или чтобы солнечные батареи занимали столь огромные площади. Для нас это, конечно, все в новинку.
Кроме того, меня впечатлил подход государства к решению проблемы энергоэффективности. Власти субсидируют внедрение энергосберегающих технологий, при этом поддерживают именно отечественного производителя.
— Почему, на ваш взгляд, европейцы уже давно просчитали пользу энергосберегающих технологий и активно используют их, в то время как в России все только начинается?
— Я думаю, за счет мощной поддержки со стороны государства стоимость внедрения таких технологий на внутреннем рынке Германии относительно невелика. Во-вторых, в Европе нет такого обилия энергоресурсов, как в России. Соответственно, стоимость выработки электроэнергии существенно дороже, чем у нас. Поэтому Германии выгоднее получать энергию ветра и солнца, чем сжигать газ, покупая его за рубежом за большие деньги. Тем более эти технологии экологически чистые. Здесь нет выброса тепла вхолостую. В Германии ведется очень серьезная политика по защите окружающей среды. Мне показалось, что там воздух очень свежий, гораздо чище, чем в нашем городе.
— «Камская долина» уже использует какие-либо технологии, позволяющие экономить ресурсы?
— На сегодняшний день мы активно рассматриваем возможности применения так называемой «серой» воды, т.е дождевой воды, которая собирается с крыши дома. Она накапливается в специальных емкостях, затем используется для полива территории и мытья полов в местах общего пользования. В будущем мы, возможно, применим опыт Германии, где «серой» водой наполняют бачки унитазов.
— Вы сказали, что ставили задачу увидеть, как энергосберегающие технологии используют рядовые немцы. С чем успели познакомиться?
— Мы побывали в районе, где стояли панельные пятиэтажки, построенные еще во времена разделения Германии на ФРГ и ГДР. Они реконструированы по последнему слову энергоэффективности. В России такие «панельки» встречаются на каждом шагу. Но там их совершенно не узнать, они выглядят очень современно. Снаружи здания утеплены значительным слоем теплоизоляции и оборудованы панорамными лифтами. К квартирам пристроены легкие и просторные лоджии. Полностью заменены коммуникации. Все красиво и соответствует самым высоким требованиям по энергосбережению. Когда мы зашли в тепловой пункт и увидели размер теплообменника — были поражены, как столь небольшое по размеру устройство может снабжать энергией целый дом.
— Теплообменник — это?
— Устройство, которое производит передачу тепловой энергии из центральной сети в дом. Соответственно, его размер показывает, сколько тепловой мощности потребляет здание. Теплообменники в немецких домах раз в пять меньше, чем в российских. Это говорит о том, что здание значительно меньше потребляет энергии, но при этом жители чувствуют себя достаточно комфортно.
— Как это достигается?
— Во всех квартирах устроены теплые полы. Радиаторы полностью отсутствуют, а теплый пол не только создает комфортные климатические условия, но и позволяет экономить теплоэнергию.
Регулировать температуру воздуха можно в каждой комнате. Кроме того, благодаря индивидуальным тепловым пунктам приготовление горячей воды происходит непосредственно в квартире. Жители получают горячую воду абсолютно чистую, она нигде не застаивается, в ней отсутствуют ржавчина и бактерии.
Тепловая энергия берется из аккумуляторных баков. В Германии повсеместно применяются аккумуляторы тепла, которые в течение дня накапливают энергию и отдают ее, когда резко увеличивается потребление горячей воды. Нагрузка на внешние сети снижается, это позволяет жителям дома существенно экономить ресурсы.
— В Перми с принятием генерального плана была дана установка на реконструкцию ветхого жилого фонда. Может быть, поездка в Германию подтолкнет компанию расширить границы бизнеса и заняться модернизацией хрущевок?
— Вполне возможно. Это достаточно интересная тема. Проблема заключается в том, что решение по капремонту принимают собственники на общем собрании. Если «Камская долина» будет выбрана в качестве подрядчика, мы, естественно, готовы будем проводить подобную реконструкцию. Тем более, опираясь на опыт Германии, можно точно сказать, что она даст ощутимый эффект не просто в плане укрепления несущих конструкций и улучшения внешнего вида, но и в плане энергосбережения.
— Что из увиденного в Германии будет использоваться в новых проектах вашей компании?
— В новом жилом комплексе на Советской, 30 мы как раз планируем установить квартирные тепловые станции Meibes вместе с аккумуляторными баками. Как вариант рассматриваем использование солнечных коллекторов. Они позволяют готовить горячую воду как летом, так и зимой. За счет энергии солнца дом будет обеспечен горячей водой даже при отсутствии внешнего теплоносителя, например, на время проведения аварийных работ или опрессовки.
— Судя по тому, что вы планируете применять энергосберегающие технологии на здании, которое позиционируется как дом бизнес-класса, для России это по-прежнему дорого?
— Понятие «дорого» не совсем корректно. Вопрос в том, насколько быстро это окупается. Мы рассчитываем, что применение энергосберегающих технологий снизит стоимость присоединения к коммунальным ресурсам, что позволит окупить ноу-хау. При модернизации старых домов окупаемость может происходить за счет экономии ресурсов в будущем.