Повод для очередной инспекции нашелся быстро. Даже два. Во-первых, до выпадения постоянного снега осталось чуть меньше месяца — значит, столько же времени на работу есть у «Ханты-Мансийскдорстроя», который реконструирует Восточный обход с 9 по 18 км и строит развязку на Лядовском кольце. А во-вторых, часть этой развязки уже запущена. Не сам «клевер», но постоянные съезды — по ним уже сейчас и идет транспорт. То кольцо, по которому осуществлялось движение летом, уже разобрано.
Сориентироваться здесь довольно просто: все информирующие дорожные знаки установлены. Правда, водители порой забывают глядеть на знаки и путаются, кто кому должен уступить дорогу. Но мы проверили: знаки приоритета действительно стоят у каждого съезда.
Изменения на участке, где мы были в начале лета и в сентябре, положительные. Во всю длину участка уже расширено полотно, лишь на небольшом участке осталось положить верхний слой дорожной одежды. Дневная температура еще позволяет. Даже с двумя полосами, по которым сейчас осуществляется движение, плотного трафика здесь нет — боковые съезды новой развязки вместо старого кольца уже показывают свою эффективность. По субъективным ощущениям, вне зависимости от скорости движения, участок можно пройти в два раза быстрее, чем раньше.
«Объект мы взяли с нуля, — рассказывает Сергей Собянин. — Здесь была дорога второй категории, из нее мы сделали первую категорию — добавили две полосы движения, скоро будем ставить разделитель. На небольшой части первого пускового комплекса осталось лишь уложить верхний слой дорожной одежды. На втором пусковом комплексе, самой развязке, еще идут строительные работы».
По контракту работы здесь должны быть закончены в апреле 2013 года. За год построить такой объект по пермским меркам нереально. К примеру, тот же обход Лобаново, запущенный 12 октября, строился больше 2 лет. Однако специалисты «Ханты-Мансийскдорстроя» считают, что главное — правильно выбрать начало работы. И, как выяснилось, изначально на строительство части Восточного обхода и клеверной развязки отводилось не 13, а 29 (!) месяцев.
Напомним, почти два месяца чистого времени у подрядчика «съели» перенос силовых кабелей и борьба с родниками и грунтовыми водами. Ни того, ни другого препятствия в проектах не было — приходилось «импровизировать».
Узнали мы и про гарантийные сроки. Контракт подразумевает гарантию на всю конструкцию, если это не связано с механическими повреждениями дороги. Гарантия на земполотно составит 8 лет, основание дорожной одежды — 6 лет, нижний слой асфальто-бетона — 5 лет гарантии, верхний слой щебеночно-мастичного асфальта — 4 года. На мостовые переходы гарантия составит 8 лет, на водопропускные трубы — 6 лет, барьерное ограждение — 5 лет.
Тем не менее, с нашими непростыми пермскими почвами дорожные строители справляются. И даже радуются новому приобретенному опыту. Техническому.
Другой опыт, с которым пришлось столкнуться здесь «Ханты-Мансийскдорстрою», судебный. Напомним, итоги конкурса, в котором ХМДС выиграл контракт на строительство Восточного обхода, были обжалованы в арбитраже «Пермдорстроем», главным конкурентом ХМДС в розыгрыше этого объекта. Министерство транспорта Пермского края объявило о том, что финансирование строительства будет приостановлено до окончания судебных разбирательств, а «Ханты-Мансийскдострой» подал апелляционную жалобу на решение суда.
В настоящий момент строительство ведется за счет средств компании «Ханты-Мансийскдорстрой». Прямого запрета на строительство нет, но деньги на него из краевого бюджета не поступают. «Мы как истинные строители здесь понимаем, что эта стройка является нашим лицом в Пермском крае, — говорит Сергей Собянин. — Если сейчас остановить стройку, обидеться, развернуться и уйти, то этот объект пойдет под процесс передачи, и, к тому же, очень спорным будет вопрос гарантии».
«Юристы занимаются этим вопросом, а мы строим, — добавляет Алексей Федотов. — Те, кто на объекте работают, не задаются мыслью о судах. Остановка возможна только в том случае, если судебные приставы придут и запретят технике выходить на объект».
Действительно, остановка строительства может попросту сделать этот объект бесхозным. В случае ухода ХМДС с Восточного обхода, необходимо будет сделать передачу объекта, а она может продлиться до весны 2013 года. При этом весна и лето могут уйти на необходимые юридические процедуры и новые торги. К тому же, в тендере на объект, где 80% работ выполнены другой организацией, участников будет очень немного. «Объект идет под гарантийные обязательства. Вот мы сделали 80%, а кто-то сделает верхние 20%, а потом пойдут трещины. Тот, кто делал верх, скажет «низ виноват», в итоге опять арбитражи, надо что-то доказывать», — поясняет Сергей Собянин. И с ним сложно не согласиться. Ведь каждому пермяку хочется проехать по свежепостроенной развязке.
А клеверная развязка, между тем, строится ударными темпами.
Вот вам и ответ по поводу успеваемости. К слову, слушания в арбитражном суде продолжатся лишь в середине ноября. Такими темпами и делить будет уже нечего — объект будет выполнен на 90%, а на 2013 год останутся только благоустроительные работы.
Напоследок мы решили задать вопрос, который не дает спать множеству неравнодушных пермяков: как, несмотря на дожди, «Ханты-Мансийскдорстрою» удается класть асфальт исключительно посуху. Оказывается, дело в собственном асфальтовом заводе.
Из всей экскурсии по строящемуся Восточному обходу и клеверной развязке мы поняли, что «Ханты-Мансийскдорстрой» успевает. Единственной проблемой остается лишь погода — холодает. Но строители уверены, до выпадения постоянного снега они сделают максимум возможного.
По народной примете, когда постоянный снег выпадает ровно через 30 дней после выпадения самого первого, белый покров ляжет на Пермский край 22–23 ноября. Тогда мы и сделаем последню проверку успеваемости.
Посмотреть на ход стройки на Восточном обходе можно в Фотогалерее ниже: