На сайте УГИБДД по Пермском краю был опубликован анализ ДТП по вине начинающих водителей. После каждого ДТП по вине водителя со стажем вождения до 3-х лет в базу ГИБДД попадает отметка о том, в какой автошколе учился виновник ДТП. Это делается для того, чтобы со временем сделать выводы об уровне подготовки водителей в каждой пермской автошколе, о квалификации инструкторов. Кроме того, такая статистика со временем поможет выявить автошколы с самым низким уровнем подготовки водителей и поставить вопрос об их дальнейшем функционировании. Но это случится не сегодня и даже не завтра — необходима действительно обширная статистическая и аналитическая база.
Вместе с тем, уже сейчас эксперты делают вывод, что качество подготовки водителей в пермских автошколах оставляет желать лучшего. За первые 4 месяца 2013 года по вине водителей, чей стаж не превышает 3-х лет, произошло 88 ДТП. В некоторых авариях погибли и пострадали люди.
Среди причин ДТП чаще всего фигурирует превышение скорости: из-за него вчерашние выпускники теряют управление автомобилем или неверно рассчитывают дистанцию до других транспортных средств.
У экспертов мы спросили о качестве обучения в автошколах, чтобы понять, действительно ли там плохо учат или же выпускники забывают все наставления инструкторов сразу после выпуска и начинают ездить «как придется».
У экзаменаторов нет ресурсов, чтобы ездить с сдающим экзамен несколько часов, по разным дорогам, смотреть на все его дорожное поведение. Если бы у нас экзамены принимались как в Германии, процент сдачи был бы, при такой системе обучения, гораздо ниже, чем сейчас. Однако в экзаменационном отделении ГИБДД по городу Перми эту проблему осознали давно и увеличили время приема экзамена.
Отметим, после такого нововведения процент сдачи экзамена упал: раньше он был от 28% и выше, а, к примеру, в апреле 2013 года стал около 12%. «Нет цели «завалить» кандидата на получение водительского удостоверения, есть цель адекватно оценить готовность выпускника автошколы к реальному вождению» — пояснил в беседе с Properm.ru Кривощеков.
Так как в анализе ДТП с начинающими водителями есть прямые отсылки к автошколам, попробуем определить, где аварийность выпускников ниже. Стоит отметить, что рейтинги автошкол ГИБДД Перми делает давно, однако, судя по ним, самыми аварийными оказывались те автошколы, в которых обучается больше всего курсантов. С точки зрения статистики это действительно так, однако из малого количества выпускников автошколы виновниками ДТП могут стать треть, а то и половина выпуска.
У каждой автошколы есть неизменная «емкость» — сколько водителей она может обучить в один период времени на основании имеющихся учебных площадей, технического оснащения и штата сотрудников. Чтобы понять аварийность каждой автошколы, достаточно провести взаимосвязь между количеством выпускников и уровнем аварийности ее выпускников за тот же период времени, ведь основные характеристики автошколы и количество учащихся меняются весьма незначительно.
Естественно, есть и погрешности. К примеру, в автошколе с «аварийностью выпускников» за указанный период времени обучалось всего 2 курсанта, а один вчерашний выпускник стал виновником ДТП — аварийность 50%. С другой стороны, такая статистика в отношении школ с малым количеством учащихся даже в этом случае говорит о невысоком уровне подготовки водителей.
Статистика: УГИБДД по Пермскому краю. Инфографика: Properm.ru.