Posted 8 июля 2013, 02:00

Published 8 июля 2013, 02:00

Modified 2 марта 2023, 17:55

Updated 2 марта 2023, 17:55

Элитное жилье вместо «Примы»: «Табачка» в ожидании застройки

8 июля 2013, 02:00
Александр Глушков
На месте бывшей табачной фабрики «Астра» вскоре вырастет многофункциональный жилой комплекс. Оценивая проект, мы вспоминаем историю этого места, прогуливаясь по полуразрушенным зданиям.

В конце июня компания «Кортрос», («Ренова-СтройГрупп»), представила проект застройки территории табачной фабрики «Астра» в центре Перми. По планам застройщика, на этом лакомом кусочке земли должен появиться многофункциональный жилой комплекс, включающий в 170 квартир, а также объекты коммерческой, торговой и офисной недвижимости. Площадь жилых помещений составит 12 470 кв.м. а площадь коммерческих помещений — 4 264 кв.м.

Еще несколько лет назад пермяки, проходящие мимо фабрики, чувствовали характерный запах сухого табака. В 2006 году, после 64-летней истории, «табачка» прекратила свое существование. Выпуск знаменитой «Примы» был приостановлен, а собственник предприятия — компания «Ренова» — вскоре анонсировал строительство 20-этажной гостиницы. Однако зеленый свет проекту не дали, тогда собственник трансформировал многоэтажку в жилой комплекс.

Еще около года после закрытия фабрика «трепыхалась», обсуждалась возможность переноса производства на окраину Перми. Сегодня от «табачки» осталась только вывеска. В последний раз цех использовался в 2011 году, когда приютил одну из выставок фестиваля «Живая Пермь».

Экскурс в историю. По справедливости, правильным названием квартала, ограниченного улицами Петропавловская, Монастырская, Осинская и Тополевым переулком, будет «территория бывшего черного рынка». Благоустройство торгового пространства началось здесь в конце 18 века. Начало рынку, названному «Черным» из-за болотистой, «грязной» почвы, положили два ряда деревянных лавок.

Торговля здесь шла бойко, в чем в 2006 году убедились археологи, находившие в сырой, склизкой почве множество медных и даже серебряных монет, глиняных черепков от посуды, костей животных, весовых гирей. Мне, например, тогда посчастливилось найти несколько нательных крестиков и иконный оклад из сусального золота. Свидетельствует это скорее не о большой религиозности предков, а о наличии здесь лавки православных товаров.

В 1823 году на рынке начинают торговать мясом, чуть позже происходит осушение площади. В середине 19 века обветшавшие деревянные здания сносятся, уступая место каменным строениям с торговыми и складскими помещениями, наемными квартирами, чайными.

К революции 1917 года, под которой принято подводить черту, площадь была окружена по периметру капитальной застройкой: торговыми корпусами, лавками, пожарной и полицейской частью. Сам рынок был застроен тремя кирпичными двухэтажными корпусами-пассажами. В одном из них в 1942 году на базе оборудования, эвакуированного из Ленинграда и Одессы, и открылась табачная фабрика «Астра». В корпусе №2 расположился молкомбинат, а в корпусе №3 — типография.

По проекту «Кортроса» торговые пассажи №1 и №3 сохранены и отреставрированы. На первых этажах пассажей будет размещены магазины и заведения общепита, на вторых, как водится, — офисы. Остается понять, какие компании смогут позволить арендовать здесь помещения, если стоимость жилья представители застройщика оценивают как «очень дорогую».

По проекту жилые площади будут расположены в центре застраиваемой территории. Внутри комплекса будет создан «зеленый» двор без пожарного проезда и парковки внутри, предназначенный только для жителей дома, которые поселятся в тех самых 170 квартирах. Не стоит возмущаться тем, что «простые смертные» не смогут полюбоваться на местные красоты: территория фабрики закрыта уже много лет, а огораживание дворов элитных домов от остального мира — обычная практика.

По мнению застройщика, памятники архитектуры 19 века хорошо впишутся в проект. Зная, как собственники исторических зданий порой относятся к принадлежащим им объектам, стоит, пожалуй, сказать «спасибо» хотя бы за сохранение торговых пассажей. Вопросы, как впишется проект в городскую среду стоит задавать пермским архитекторам.

Подпишитесь