Вчера, 25 июля, Лилия Ширяева на круглом столе пермской арт-резиденции «Полезное устройство города: стабильность градостроительной политики» озвучила градостроительные мифы, которые сложились в Перми. Вот ТОП-5 заблуждений, которые Ширяева озвучила чиновникам, архитекторам, застройщикам и жителям города, присутствующим на круглом столе.
Миф 1. Город может не иметь четких границ застройки и расширяться в зависимости от конкретной ситуации, от появления новых инвесторов. Мы с вами после утверждения генплана обсуждали этот вопрос и остановились на следующем: если мы говорим о том, что можно развиваться и расширяться, то у нас будет несбалансирование земельных ресурсов, будет постоянно и необоснованно увеличиваться протяженность различных сетей и строительства социальных объектов. И мы не сможем создать высокое качество городской среды не только в новых микрорайонах, но и в уже существующих. А это очень важно для города, который планирует развиваться системно, комплексно, и главное, — в рамках мировых тенденций. Пермь должен стать компактным городом.
Миф 2. На незастроенных территориях строить дешевле, эффективнее и выгоднее. Однако затраты, которые ложатся на бюджет, на жителей и застройщика, будут глобальными. Но и средств, для того, чтобы расширяться и внутри существующей застройки улучшать ее качество, точно не хватит. Поэтому мы решили что необходимо использовать потенциал уже застроенной территории, при этом осваивать места с ветхим жильем, промышленными территориями, гаражами многочисленными и более оптимально структурировать жилищный фонд с целью уплотнения застройки.
Миф 3. Исключительно спальные районы города — это хорошо и правильно. Почему? Мы считаем, что это миф, поскольку генеральный план и Правила землепользования и застройки города (ПЗЗ) рассчитаны совершенно по-другому. Если говорить о спальных районах как таковых, то там нет сегодня обеспеченности инфраструктурой, обеспеченности всеми благами, которые нужны жителям, это пробки на дорогах, поскольку жители микрорайонов стремятся на работу и с работы. И последнее, это невозможность получить услуги в пешей доступности. В каждом микрорайоне строительство должно проводиться согласно потребностям и возможностям, каждый микрорайон должен быть самодостаточным с точки зрения оказания повседневных услуг проживающим там людям.
Миф 4. Нужно строить больше транспортных развязок и автомагистралей. Это не главное. Нужно решать проблему транспортной доступности. Почему мы так решили? Как показывает мировая практика, чем больше строится дорог, тем больше приобретается автомобилей. Нужно стимулировать жителей города к пользованию общественным транспортом.
Миф 5. Для того, чтобы мастерплан реализовывался, можно ничего не делать. Этот тезис не реализуем, в принципе. Если горожане не почувствуют и не воспримут идеи этих документов и не будут их принимать, эти документы не будут реализованы. Инвесторы и владельцы земельных участков должны быть заинтересованы в реализации этих идей, а для этого во главу угла должна ставиться экономика.
Исходя из этого следует вывод, что власти любого уровня должны создать условия для реализации этих документов. Задача власти — не просто принять генеральный план и сказать: «Давайте его будем реализовывать!» Задача — создать на базе генерального плана систему взаимосвязанных действий, стимулов, правовых актов, которые смогли бы действовать в правильном русле, стимулировали бы сетевые компании вкладывать средства в развитие тех сетей, которые нужны городу на данном этапе развития. Это акты, с помощью которых расселялось бы ветхое жилье и, если идет застройка в центре города, менялись бы тарифы на подключение. Власти должны провести целый комплекс мероприятий, чтобы обеспечить стабильность того генерального плана, который принят.
«Одна из главных недоработок пермской власти в отсутствии предпосылок для учета прав и интересов заинтересованных лиц, — заключила Ширяева. — Просто исключить из генплана какую-то территорию, уже наделенную правами, и не предложить инвестору ничего взамен — это непоследовательная, нестабильная градостроительная политика».