В преддверии долгожданного начала учебного года отечественные кинопрокатчики решили напоследок побаловать подрастающее поколение и выпустили на экраны очередной мультфильм студии Уолта Диснея — «Самолеты».
В 2006 году студия Pixar в прямом смысле выкатила сногсшибательную историю про безумный мир, который населяют только транспортные средства всех мастей — «Тачки» (Cars). Хотя дословно он назывался бы в русском переводе, например, «Машинки», но наши прокатчики как всегда знают больше других о переводе названий зарубежных фильмов.
История гоночного автомобиля NASCAR Молнии МакКуина захватила умы публики, поэтому продюсеры решили развивать тему дальше. Сначала появились «Тачки — 2», а после того, как Pixar влился в «Империю добра» — студию Уолта Диснея, было решено делать из мира ожившего транспорта целую «вселенную».
В результате вселенная тачек обогатилась еще и летающими агрегатами, которые живут бок о бок с автомобилями.
Зрителю, который не знаком с этим миром (а таких, вероятно, мало) поначалу происходящее на экране будет казаться диким, но потом он привыкнет. Самолеты получились такими же обаятельными, как и автомобили.
Другое дело, что рисовала мультфильм уже не легендарная Pixar, произведения которой изначально считаются эталоном качества, а подразделение мультипликации студии Диснея.
Казалось бы какая разница, кто рисовал. Но нет, чувствуется, что из мультика ушел какой-то неуловимый дух прославленной студии, каждый новый проект которой заставляет сбегаться в кинотеатры детвору и взрослых и приносит сотни миллионов долларов прибыли.
Впечатление от мультфильма действительно двойственное. С одной стороны, он и правда для детей: разговаривающие самолетики прикольны сами по себе. С другой стороны, некоторые моменты повествования вызывают вопросы.
Понятно, что «Самолеты» сняты для фанатов авиации. Но маленьких же фанатов, тех, кто готовится только стать летчиками! Зачем их пока неокрепшим умам такие тонкости, как «формы низшего пилотажа» и подробные характеристики работы двигателей во время полета? Понятно, что для общего впечатления, но дети в эти моменты откровенно скучают.
Еще есть пара сцен как будто бы взятых из советского фильма «Они сражались за Родину». Некоторые кадры в этих сценах по накалу не уступают фильму более чем десятилетней давности «Перл-Харбор» с той лишь разницей, что в картине Майкла Бэя корабельные орудия расстреливали бездушных самолетов с летчиками в кабинах, а здесь в воздухе горят живые механические существа. Впрочем, снято это так, чтобы не травмировать детскую психику.
Сценаристы «Самолетов» решили пустить в ход все старые и проверенные наработки диснеевских мультиков: главный герой, труженик сельской авиации кукурузник Дасти Полейполе стремится быть чем-то большим, чем он является. Схема отработанная, надежная, проверенная еще в «Пиноккио», «Золушке», «Мулан» и «Русалочке».
На пути к цели главного героя ждет немало взлетов и падений (буквально). При этом при просмотре не покидает ощущение, что смотришь рисованную версию культового фильма Георгия Данелия «Мимино». С той лишь разницей, что здесь нет песен Вахтанга Кикабидзе.
Зато есть совершенно неуместные музыкальные вставки из серии «ни уму, ни сердцу», исполненные безымянными отечественными исполнителями. Хотя их совсем немного, и режиссеры звукозаписи стараются их убрать как можно подальше, на второй план.
Сильной стороной «Самолетов» является сюжет: в нем много экзотики, внезапных поворотов и правильных и четко поданых идей для подрастающего поколения: не предавай, стремись к цели, преодолевай себя. У каждого самолета свой характер, персонажи на своем месте, интрига присутствует.
Если с некоторыми деталями у создателей мультфильма вышли накладки, то само повествование и спецэффекты на уровне, сообразном творению студии Уолта Диснея. Смотреть этот мультик лучше всего, конечно, в 3D: фигуры высшего пилотажа нарисованы так, что захватывает дух.
Нельзя сказать, что «Самолеты» — стопроцентный хит, как, например, те же «Тачки» или «История игрушек», но в доброте и светлых чувствах ему не откажешь, и зрителей он увлекает ничуть не меньше своих именитых предшественников.
А будущих летчиков, наверное, даже больше.