— Алло, редакция Properm.ru? - проговорил солидный мужской голос в трубке телефона. — Вас беспокоит подполковник полиции, Михаил Дербенев. Я жилец дома на Героев Хасана, 159. Несколько десятков наших гаражей сносят, нам ничего не объясняя. Приезжайте, пожалуйста, у нас сегодня собрание, будем решать судьбу наших гаражей…
Собираюсь, еду. У дверей УК «Наш Микрорайон», расположенной в доме №149/3 по ул. Героев Хасана, меня встречают порядка 30 жителей близлежащих многоквартирных домов.
— У наших людей тут частные гаражи, — начинает свой рассказ Дербенев — пожилой мужчина с военной выправкой и строгим прищуром. —.Правда, не все из них оформлены по закону. Все мы заселились сто лет назад. Требований не было никаких — у новостелов появились свои гаражи. А 16 октября на всех гаражах появилось вот такое объявление, — Дербенев разворачивает сложенный вчетверо листок бумаги.
— Другими словами, нам говорят «если вы не уберетесь — мы вас выкинем», — объясняет Дербенев. — Люди на работе, кого-то нет в городе — администрации не важно!
— Здесь живет много инвалидов, чернобыльцев. Куда им девать гаражи? — выкрикивает один из участников собрания.
— Почему начали убирать гаражи? — спрашиваю у обступивших меня людей.
— Нина Попова, жительница моего дома, решила сделать бизнес своему сыну Грише — построить платную автостоянку! — Дербенев возмущен. — Хотя уже есть три парковки, заполненные на 60–70%. Территория, на которую претендует Попова — в самом центре, там детская площадка, хоккейная коробка, малышня гуляет. Какая парковка?
— Как этот участок достался Нине Поповой?
— Попова выпрашивала эту землю в администрации, очевидно, на каком-то основании разрешение ей дали, — ответил Дербенев. — За гаражами есть хорошие территории, но их надо благоустраивать. А тут снес и все!
— Мы хотим организовать свой земельный гаражный кооператив, будем платить государству деньги. Готовы платить хоть по тысяче в месяц, лишь бы их не убирали, — заверил меня еще один мужчина, втягивая шею от холода в воротник куртки.
— Я написал запрос депутату Уткину (депутат Пермской городской думы Юрий Уткин — Properm.ru), он ответил, что держит нашу ситуацию на контроле, и вопрос будет решен. Второй экземпляр я послал в прокуратуру Свердловского района.
— 35 гаражей, в каждой семье, которой они принадлежат, по 3 человека как минимум, — хором подсчитывают участники собрания. — Если 35 умножить на 3, получается больше ста человек, крайне возмущенных поведением администрации Свердловского района, которая разрешает сносить наши гаражи.
— Вы брали объяснения у Нины Поповой?
— Она прячется от нас, хоть мы и живем в одном доме.
На собрание пришла председатель ТОС «Липовая гора» Татьяна Сакова. По ее словам, за время руководства ТОСом Попова накопила убытки, которые до сих пор еще не погашены.
— Я была избрана председателем ТОСа в декабре 2012 года, — рассказала Сакова. — Покинув свой пост, она оставила 62 тыс. рублей долга. Он накопился из-за того, что вовремя не был расторгнут договор об аренде помещения, которое Попова занимала. Арбитражный суд в августе 2012 года вынес решение о погашении долга, определил штраф. С этого момента вся команда Поповой перестала работать в ТОС «Липовая гора», а ее долг перешел нам. Ни одной бумажечки нам не было передано, все восстанавливала за свой счет: устав, кредиты, печати.
— Люди взбудоражены тем, что нет тепла в домах, что лифты отключены, что мусора «выше крыши». По этим проблемам мы наконец-то встретились с представителями администрации Свердловского района 16 октября. А вот 17 утром появились объявления на гаражах о сносе. Самое интересное, никто в администрации накануне нам об этом не сказал, — удивляется Сакова.
— Мне позвонили из отдела землеустройства и сказали, что гаражи будут демонтировать в соответствии с Федеральным законом №192, — продолжает свое выступление перед жителями микрорайона Сакова. — Даже не пояснили, от какого числа этот закон. Я посмотрела в интернете — там сто таких законов №192, да только все не о том!
— Каковы планы администрации?
— Будут расчищать муниципальную землю от «самозахвата», которым якобы являются гаражи. Я сказала, что нам известно о готовящемся месте для стоянки — тогда мне сказали, что документы на автостоянку были подготовлены еще в 2012 году, когда ТОСом управляла Нина Попова. Я спросила у администрации: «Вы помогаете Поповой?» А они и не скрывают, что это так, — негодует председатель ТОС.
— Ко мне подходят люди, говорят: «У нас там стоит старенькая машина, мы вдвоем, у нас нет никого, кто бы помог». Ну куда им сейчас? На платную стоянку ставить машину нет денег, — заключила Сакова.
Владельцы гаражей показывают соседнюю стоянку, которая находится в нескольких метрах от гаражей.
— Тут куча места, стоянка никогда не бывает заполнена на 100 процентов. Зачем нам еще одна? — пожимает здоровенными плечами Алексей, один из владельцев собственного гаража.
— Я такой же исполнитель, как и все! Могу вас только предупредить, — вступает в разговор ведущий специалист отдела благоустройства администрации Свердловского района Татьяна Войнова. — На улице Емельяна Ярославского такая же ситуация была. Тоже выходили люди, тоже протестовали. Но гаражи все равно снесли.
— Почему вы нас поставили в известность за несколько дней до сноса? — владельцы гаражей переходят к вопросам на повышенных тонах.
— У нас власть такая, она даже нас плохо информирует, что я могу еще сказать? — оправдывается Войнова.
— Почитайте Федеральный закон №192, не поленитесь! — бросает через плечо чиновница и уходит.
— Ей-Богу, я бы ей треснул, не будь она беременной, — тихо признался мне пожилой владелец гаража и скорбно опустил глаза.
— Вы знаете, наш микрорайон самый лучший. Но чтобы любить Липовую гору, надо здесь родиться и жить. Здесь для меня каждый клочок земли дорог, — вздыхает Алексей.
На следующий день звоню в администрацию Свердловского района по номеру, который указан на уведомлении о сносе гаражей (244–14–78).
— Я увидела на нашем гараже уведомление о том, что его просят убрать, — начинаю разговор от лица собственника гаража.
— В данное время гаражи не будут демонтированы, но их лучше убрать, потому что это — вопрос времени. В реестр по сносу гаражи включены, — вежливо отвечает сотрудница администрации. Как выясняется, я общаюсь с Татьяной Войновой, с которой встречались жители накануне. — У вас есть договор аренды на земельный участок?
— Нет.
— Договора аренды у вас нет, — подытоживает Войнова.— Вам его никто и не даст, потому что это жилая зона. Для металлических гаражей предназначена зона Ц-6. Земельный участок муниципальный, поэтому, независимо от того, сколько у вас простояли гаражи, они там находятся незаконно. Произойдет демонтаж, в течение полугода гаражи будут храниться на территории, а потом уйдут на металлолом.
— Старые договоры на эту землю, выданные администрацией района в 1988 году все недействительны, — после весомой паузы добавляет чиновница.
— Есть возможность их перенести? Мы готовы заплатить?
- Не знаю, я такие вопросы не решаю. Это ваши вопросы, ваше имущество.
— Соседи говорят, что там будут делать стоянку.
— Не могу ничего сказать по этому вопросу, землю выдаем не мы, а администрация города. Но я понимаю, что со временем очистят все, — чуть усмехается голос в трубке. — Кстати, пока демонтаж приостановили, глава района (Иван Воронов, глава Свердловского района Перми — Properm.ru) поручил это сегодня на утренней оперативке.
— Получается, земля принадлежит городу?
— На данный момент — да.
Изрядно покопавшись в интернете, я все же нашла решение Пермской городской думы от 8 ноября 2005 г. № 192, согласно которому администрация Свердловского района будет сносить гаражи.
Михаил Дербенев обратился с заявлением в прокуратуру Свердловского района, а 24 октября записался на прием к главе администрации Перми Анатолию Маховикову. «Нам должны помочь», — надеется бывший военный. Проследим, какая судьба коснется гаражей и их владельцев.