«Раз уж с пермской культурной революцией покончено, можно открывать карты», — возможно, именно эта мысль посетила головы участников этой самой революции, после чего в Пермь, «как на работу», в очередной раз приехал художник Андрей Люблинский. Тот самый, который создал красных человечков. Не только пермских — его изображения и изваяния стали уже российским брендом. В рамках «Транзитной зоны» дизайнер-художник («хороший статус, меняется в зависимости от ситуации») рассказал, откуда есть пошел новый русский символ.
— Почему деревянные? Потому что это простой по всем параметрам материал — его много, он недорогой, его легко использовать. Почему «безголовые»? Они на самом деле не безголовые, просто если ему на шею, а она по пропорциям должна быть длинной, посадить голову, получится комично. Почему красные? Просто потому что это яркий цвет, его не хватает в нашей серой повседневности, — начинает лекцию-беседу Люблинский, добавляя, что сложившийся внешний вид позволил придумать характер человечка: простой, добрый, но туповатый. Отсюда и понимание его как нового русского образа.
История красного человечка богата событиями. Его образ используется художником не только в сувенирной продукции, но и в принтах. Правда, например, ткани с такими рисунками не делают, так как процесс весьма затратен. С красными человечками сделаны комиксы, текст для которых придумал сам Люблинский.
— Мне сказали, что надо придумать текст. Я не знал, что написать, большие сюжеты создавать не хотел. Все буквально в двух фразах. И вроде бы все просто, все по характеру человечка, а он у нас не очень умный. Но получилось даже остросоциально. Правда, когда они создавались, с цензурой все было не так строго. Сейчас я бы не рискнул показывать некоторые вещи, — рассказывает художник.
Красный человечек Люблинского — заядлый путешественник, он побывал более чем в 40 странах, в каждой в нескольких городах. Другие дизайнеры также делают подобия КЧ (разумеется, согласуя это с художником). Так есть версия человечка мягкого, тканевого — «для обнимания».
Но это что касается красного человека в России. Слушателей же больше всего интересует то, как арт-объект появился в Перми, наделав тогда столько шума. Люблинский рассказывает, что история началась с того, что его пригласили в Пермь вести мастер-класс для дизайнеров:
— Тогда, уже после мастер-класса, я посмотрел блоги с отзывами. В одном из них была фраза, которая меня очень порадовала. Пермяк писал: «Мы ждали дизайнера, а приехал очередной гельмановский говнохудожник». Я тогда понял, что добился того, чего хотел — раньше художники говорили, что я дизайнер. А теперь я причислен дизайнерами к художникам.
Далее уже последовало предложение установить человечков в Перми. Художнику позвонила руководитель паблик-арт проекта Наиля Аллахвердиева. Первоначально планировалось расположить объекты на крыше домов на Комсомольском проспекте — «это как-то было связано с тем, что у вас в городе тогда боролись с наружной рекламой, и если бы мы усадили человечка рядом с баннером, его можно было бы оставить». Но сталинская архитектура, к которой принадлежат дома на проспекте, не позволила разместить объекты — для их установки нужны прямые углы. Люблинский отказался, вслед за чем и поступило предложение усадить человечка на здание органного зала — «А я тогда еще не знал всей специфики этого места».
Первоначально у человечка, который должен был там разместиться, обе руки были подняты вверх. Наиля Аллахвердиева предложила опустить одну руку, чтобы можно было подумать, что это голосующий депутат.
— А мы сразу так и подумали — наш, безголовый, деревянный депутат, — звучит из зала.
— Человечков сделали инструментом политической борьбы, изначально они такими не планировались, — отвечает художник, и рассказывает дальнейшую историю: — Когда мы их установили, ко мне обратились журналисты одной популярной газеты, сказали, что у них мало времени, и надо в двух словах сформулировать, что я такое сделал. А мне нужен час, чтобы рассказать, что и почему. Я начал им говорить, что это конструктор, они отвергли вариант. Сказал еще что-то, они снова завернули вариант. И в итоге написали, что за 200 тысяч бюджетных денег художник сделал то, о чем сам рассказать не может. Кстати, стоило это все же не 200 тысяч рублей. Больше. Но действительно не много, не больше, чем одна детская площадка. А я слышал, что у вас в Перми штук 40 таких площадок в год открывается.
Художник продолжает раскрывать тайны, рассказывая «документальную историю» про то, почему человечки с улиц Перми периодически исчезали:
— Например, к губернатору Олегу Чиркунову пришел некий депутат из какой-то фракции (ЛДПР — звучит из зала), сказал «ты убираешь человечков, и мы согласуем бюджет». На следующий день человечков не было — их увезли на выставку в Санкт-Петербург. Потом, конечно, поставили обратно. Потом убрали снова — когда «Единой России» понадобилось поднять рейтинги Путина перед выборами. Вернули, «переодев» в Санта-Клаусов. Но самый интересный случай был, когда я, приехав в очередной раз в ПЕРММ, пошел курить на лестницу. Там стоял макет города. А я почему-то пошел с человечком в руках. И пришла мне в голову страшная идея: я воткнул человечка в макет, в центр, сфотографировал все это и выложил в Фейсбук. Написал, что завтра буду подписывать с губернатором договор о возведении в Перми 40-метрового истукана, причем в голове его будет ресторан, а на руке — вертолетная площадка. Несколько СМИ на следующий день об этом написали. Понимаете? У вас такая ситуация в городе была, что даже такой бред за чистую монету воспринимался. |
На вопрос о том, как художник относится к тому, что человечков демонтировали, Люблинский ответил, что понимает эти объекты как временные. А потому, не видит в этом ничего страшного. Но, к слову об окончании культурной революции в Перми — как туманно пообещал художник, когда ПЕРММ переедет в новое здание, первой выставкой там будет… «не скажу что». Пермь, вдруг потеплевшая к арт-объектам, ждет.