Именно в Перми разработано и произведено устройство, которое должно спасать тысячи жизней в год — терминал с «тревожной кнопкой», работающий в системе ЭРА-ГЛОНАСС. Разработка устройства и участие пермской компании «Форт-Телеком» в проекте ЭРА-ГЛОНАСС началось еще в 2010 году. Тогда компания выиграла два конкурса на софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Краевые власти могут пожинать результат — пермские инженеры и программисты прошли путь от проекта до готового устройства первыми в России.
Сейчас проходит стадия активных испытаний терминала на краш-тестах в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте «НАМИ». Мы попросили разработчиков рассказать о первых результатах испытаний, развитии системы ЭРА-ГЛОНАСС и устройстве самого терминала.
— ЭРА-ГЛОНАСС — это масштабный федеральный проект. Предлагаю напомнить нашим читателям об этапах его реализации. Когда все машины в России будут оснащены «тревожной кнопкой»?
— Первый этап проекта — с 1 января 2015 года. Терминалами ЭРА-ГЛОНАСС должны оснащаться все автомобили, которые продаются в России и которые впервые проходят оценку на соответствие типа транспортного средства. То есть все абсолютно новые модели, приходящие на наш рынок, должны оборудоваться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Второй этап — с 1 января 2016 года. Терминалами ЭРА-ГЛОНАСС должны быть оборудованы все новые автомобили и автобусы, перевозящие пассажиров числом от 8 человек и опасные грузы. Третий этап — с 2017 года абсолютно все новые автомобили в России должны быть оснащены терминалами ЭРА-ГЛОНАСС.
— До краш-теста на настоящем автомобиле в НАМИ как испытывали терминал на прочность?
— Проводили массу стендовых испытаний. Терминалы прошли температурные испытания, после их испытывали катапультой, т. е. имитацией краш-теста с ударом о неподвижное препятствие.
— Компания сама инициировала первый реальный краш-тест автомобиля с этим терминалом?
— Нам позвонили из НАМИ и сообщили, что один корейский производитель предоставил несколько автомобилей для проведения таких испытаний. «Вы единственные, у кого есть реально работающий терминал ЭРА-ГЛОНАСС, поэтому приглашаем к участию», — сказали в НАМИ. Эти испытания были интересны и автопроизводителю, и нам.
— Условия краш-теста наши читатели сочли несерьезными, хотя это полностью соответствует европейским требованиям безопасности. Это был серьезный удар?
— Краш-тест проводился по европейским правилам ЕЭК ООН No94, т.е. фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч. Смотри. (собеседник протягивает смартфон с включенным видеороликом одного из испытаний. Автопроизводитель опубликовал видеозапись на YouTube. — прим.ред.)
В момент удара терминал ЭРА-ГЛОНАСС анализирует данные по ASI-15 и начинает действовать. Он подключается к аудиосистеме, дает команду MUTE, полностью заглушая ее. Звучит оповещение «устанавливается голосовая связь с диспетчером» на русском и английском языках. В это же время терминал отправляет сигнал в МЧС с профилями столкновения. Инфраструктура системы ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает, что сигнал о ДТП получит территориально ближайший диспетчер. Если люди в машине не отвечают на запрос, это тем более свидетельствует о тяжести последствий аварии.
— Какая связь используется для передачи данных?
— Это отдельный разговор. Данные могут передаваться в нескольких режимах. Профиль ускорения для последующего разбора факта ДТП передается через GPRS и 3G-сеть, это большой объем данных. Оперативные данные — местоположение и значения ASI-15 — могут передаваться с использованием голосового канала GSM-сети. Если кругом тайга и связи нет совсем, к сожалению, ЭРА-ГЛОНАСС не поможет. Пока что система завязана на покрытие сотовой сети вдоль всех федеральных и региональных трасс. Сейчас в проект ЭРА-ГЛОНАСС входят все крупнейшее сотовые операторы страны, это и их проект тоже. Если покрытие сотовой связи есть на 90% территории страны вблизи крупных городов и это помогает спасать 4 тысячи жизней в год, уже очень хорошо. Конечно, можно попробовать передавать данные через INMARSAT или «Иридиум», но в этом случае оказываются высоки и стоимость спутниковой передачи данных (а трафик в системе ЭРА-ГЛОНАСС оплачивается государством), и стоимость самого терминала с передатчиком.
— Некоторые высказывают мнение, что не будут ставить терминал ЭРА-ГЛОНАСС в свой автомобиль, так как «Большой Брат следит»…
— Самостоятельно этот терминал ставить не нужно, просто при покупке нового автомобиля он уже будет установлен в машине. Не стоит думать, что за всеми будет следить «Большой Брат». В терминале есть встроенная энергонезависимая память, куда записываются все данные о происходящем с местоположением автомобиля даже если сети GSM нет, это не новое решение, это давно применяется на коммерческой технике. Но передача данных на сервер в общей части проекта ЭРА-ГЛОНАСС возможна только только в случае ДТП. Кроме того, эти записи помогут при восстановлении картины ДТП. Да, можно использовать такой терминал как контроль за транспортом и техникой, но это будет интересно для собственников больших автопарков как дополнительная коммерческая возможность большого проекта ЭРА-ГЛОНАСС и использования разработанных нами терминалов и программного обеспечения.
— Кто еще в России занимался разработкой таких терминалов?
— Полностью соответствующие всем требованиям проекта ЭРА-ГЛОНАСС терминалы пока что есть только у нас. О ведущихся разработках заявили еще 5–7 российских компаний. Далеко не все из этих разработок завязаны на данные акселерометра, некоторые работают с сигналом от срабатывания подушек безопасности.
— То есть в акселерометре и есть ваша уникальность?
— Наша уникальность в том, что мы внимательно прочитали все требования и полностью их выполнили (смеется). Есть технические требования Таможенного союза и прикрепленные к нему 6 ГОСТов. Есть требования рынка с точки зрения использования терминалов на коммерческой технике. Мы первыми в России начали разработку, первыми и представили готовый терминал.
— Каким образом иностранные автопроизводители будут ставить эти терминалы на свои новые автомобили? Особенно интересно это с точки зрения сборочных производств за границей.
— Автомобили можно оборудовать терминалами с помощью доустановки на территории России и после этого отправить в дилерские сети. Можно делать это на заводах даже за границей. Крупные автопроизводители с мировым именем говорят, что занимаются разработкой таких терминалов самостоятельно. В возможностях их разработчиков я не сомневаюсь. Но каждому из таких терминалов все равно предстоит пройти сертификационные испытания в России. Мы подсчитали, что автопроизводителям выгодно заниматься собственной разработкой только при весьма крупных объемах ввоза автомобилей в Россию. Производители легковых машин, грузовиков, автобусов с меньшими объемами ввоза — они не будут делать этого сами, как и те, кто собирает машины в России.
— Представители компаний Renault, KIA, Ford, IVECO, Toyota, Hyundai, Suzuki и DERWAYS пришли посмотреть на тесты. Какими отзывами они поделились?
— Я знаю, что у некоторых из них уже есть собственные наработки. Тем не менее, они убедились в работоспособности наших устройств и были впечатлены.
— Если с 2017 года терминалы ЭРА-ГЛОНАСС должны будут ставиться на каждый новый автомобиль в России, это повлияет на конечную стоимость автомобиля. Есть прогнозы, на сколько может подорожать машина с предустановленным терминалом?
— Сам терминал стоит сейчас чуть больше 10 тысяч рублей, но он явно будет стоить меньше при производстве 3,5 млн штук в год. Другое дело, когда система ЭРА-ГЛОНАСС начнет предоставлять статистику, сколько произошло экстренных вызовов в год по стране, как быстро это помогло спасти людей и сколько жизней было спасено, вопросы необходимости и стоимости установки могут быть сняты полностью.
— Если я правильно понимаю возможности системы ЭРА-ГЛОНАСС, спасение жизней — далеко не единственное положительное свойство. Так?
— Да, спасение жизней — доступное всем положительное свойство системы. Дальнейшее ее развитие предполагает возможность коммерческих услуг: предоставление медийного контента, мониторинг транспорта и другие возможности. Спасение жизней при этом — безвозмездно и всем.