«Эмоции — это гравитация кино, они притягивают зрителя». Репортаж с мастер-класса знаменитого режиссера

«Эмоции — это гравитация кино, они притягивают зрителя». Репортаж с мастер-класса знаменитого режиссера

22 сентября 2015, 15:10
В воскресенье в рамках фестиваля «Флаэртина» мастер-класс провел Леонард Ретель Хельмрих — режиссер-документалист. Посмотреть, как правильно снимать кино и работать с камерой, отправились и Properm.ru.

Полный зал кампуса кинотеатра «Премьер» собрался задолго до начала самого мастер-класса. Люди перешептываются, предвкушая начало, операторы и фотографы подбирают места для более удачного плана, и кажется, что только организаторы «Флаэртианы» спокойны. Для них событие такого уровня не в первый раз.

Леонард Ритель Хильмрих зашел в помещение кампуса, но в темноте рассмотреть, куда идти дальше было нелегко. «Here!», — уточнил один организаторов, и Ретель последовал за ним. Он присел за стол, по правую руку от него разместился переводчик. Спустя несколько минут все было готово.

«Знаете, я давно хотел побывать на этом мастер-классе, — признается Печенкин. — Уже три года мы ждали этой встречи и, наконец, она случилась. Леонард — гениальный режиссер, снимает кино без «говорящих голов», без установки света. Но пусть лучше он сам все расскажет».

Режиссера поприветствовали аплодисментами и он начал свой монолог.

Для тех, кто не встречался с творчеством документалиста, поясним. Леонард Ретель Хельмрих родился в 1959 году в Тильбурге (Нидерланды). Окончил Голландскую киношколу, работал оператором, монтажером и режиссером в игровом кино и на телевидении. Всемирная известность пришла к нему в середине нулевых годов после картин «Око дня» и «Очертания луны». За них режиссер получил призы фестивалей в Чикаго, Мюнхене и Амстердаме. Кроме того, ему достался главный приз на фестивале Сандэнс.

«Single shot cinema» — именно тот термин, по которому все знают Ретеля. Дословно, это выражение можно перевести как «кино, снятое одним кадром». Как правило, при подобном подходе к съемке нет закадрового голоса, нет объяснений, нет склеиваний. Он снимает жизнь героев одним планом. В такой технике Леонарду помогает легкая видеокамера и особое крепление к ней. Оно обеспечивает маневренность и устойчивость техники.

«Для меня художественное и документальное кино не должно значительно различаться. Так или иначе мы рассказываем историю через зрительные образы. Если у вас в голове есть история и вы знаете, какая сцена будет следующей — это художественное кино. Но если вы хотите большей свободы, вы знаете общее направление возможного сюжета и персонажей — это документальное кино», — начал Хильмрех.

Режиссер раскрывает из сжатого кулака указательный палец и мизинец, именуя их Персонаж №1 и Персонаж №2:

«Представьте, что мы имеем двух героев, - указывает на пальцы голландец. — Мы снимаем одного из них: делаем крупный план, средний план. Но чтобы переместиться, и быть более близким к объекту разговора Персонажа №1, мы идем не по прямой, а орбитально — подобно спутнику планеты».

Двигаться по такой траектории нужно до тех пор, пока Персонаж № 2 органично не попадет в кадр. «Не бойтесь двигаться слишком быстро, — призывает Леонард. — Если ваш персонаж в кадре статичен, то никакой суетливости не будет заметно. Если мы двигаемся по орбите, то «причина» нашего движения всегда находится в кадре».

Документалистика имеет множество отличий от обычного художественного фильма. Но самое главное — это сценарий. «Если я, например, попадаю в условия, где мои герои ссорятся, а это бывает часто, я представляю, что все происходящее — это солнечная система. Люди — это планеты, а предмет ссоры — это солнце».

«Когда я двигаюсь с камерой, я не закрываю «солнце», иначе бы я разрушал разговор между людьми, я вращаюсь вокруг «планет», тем самым показывая зрителю их эмоции. И именно эти эмоции становятся силой гравитации, которые и притягивают зрителя к кадру».

Чтобы наглядно продемонстрировать свою работу, Ретель показывает отрезки из своих фильмов. К примеру этот из «Положения среди звезд».

Все гениальное — просто, и это еще раз отмечает наш учитель. Одно из главных правил оператора — быть как можно ближе к герою, снимать как можно более крупный план, но в таких условиях очень трудно не нарушить его личное пространство. Чтобы съемка была более непринужденной и внимание действующих лиц не было приковано к оператору, наш учитель советует: «Старайтесь занять такую же позу как и ваш герой. Повторяйте его движения, но не двигайтесь слишком много. Самое главное устремляйте свой взгляд на тот же объект, на котором сфокусирован ваш собеседник, тогда вы добьетесь лучшего результата. В этот момент должна двигаться только камера, но не оператор».

«Движения оператора должны быть отточенными, как у танцора или бойца. Именно поэтому я создал несколько специальных движений, которые помогут всем желающим правильно двигаться во время съемки. Повторяя их из раза в раз, вы будете более плавно двигаться. Ведь движение не должно быть плоским — только трехмерным, только по «орбите», — еще раз отмечает Леонард Хильмрех.

В конце мастер-класса Леонард благодарит всех за внимание и плавно покидает зал. Впереди у режиссера несколько дней в Перми, он просмотрит лучшие фильмы «Флаэртианы» и даст еще десятки советов режиссерам всех возрастов.

Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
#Видео #Спецпроекты #Мнения #Афиша #Премьер
Подпишитесь