В 2000 году на конференции в Канаде, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».
Теперь, в 2015-м, российские законотворцы довольно долго ломали копья о сам термин, но все же смогли его сформулировать так, чтобы определение не вызывало разночтений. Проект постановления правительства РФ был официально опубликован, в конце октября прошел процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. Теперь дело за малым: внести поправки в ПДД. Описание термина «опасное вождение» может быть добавлено в пункт 1.2 ПДД наряду с другими основными понятиями и определениями.
В пояснительной записке к документу сказано, что именно из-за совокупности указанных действий водителя, которые он совершает в течение относительно короткого периода времени, такое вождение особо опасно. «В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации», — говорят авторы поправок. Впрочем, и приведенное выше определение пока не окончательно.
Для России такой опыт в новинку, однако другие страны с этим понятием знакомы давно и хорошо. Так, в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, США, Японии, Сингапуре «опасное вождение» разделено на несколько понятий. Careless driving («небрежное вождение», с непредумышленным нарушением ПДД) признается административно‑правовым нарушением. Dangerous driving («опасное вождение», с умышленным нарушением ПДД) может стать уголовно‑наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности. Существует даже специальный термин, характеризующий водителей, наиболее склонных к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям — accident prone driver.
Наказание за «опасное вождение»: мировой опыт | |
---|---|
Германия | Штраф 250 евро и лишение прав на 3 месяца |
Великобритания | Лишение свободы до 2 лет и/или штраф в зависимости от тяжести правонарушения + лишение прав с обязательной передачей экзамена. Тюрьма на срок до 5 лет, если опасное вождение стало причиной смерти или тяжких увечий. |
США (часть штатов) | Лишение прав на срок от одного месяца до полугода + тюремное заключение на срок до полугода + штраф в размере от 500 до 2500 долларов. |
Австралия | Штраф до 5500 долларов и/или лишение на прав на срок до 3 лет. За повторное нарушение — лишение прав на 5 лет или административный арест. |
Япония | Штраф (размер назначает суд) + исправительные работы на 6 месяцев |
Любопытно, что сами российские водители думают о необходимости наказания опасного вождения и причинах такого поведения. На сайте ГИБДД РФ были размещены онлайн-опросы общественного мнения. И вот какие результаты:
Аналогичный опрос был опубликован и в интернет-версии издания «За рулем». Результаты схожие:
Как видим, почти половина опрошенных поддерживает необходимость наказания «опасных водителей». При этом треть опрошенных задумывается о том, каким образом такие водители будут определяться в потоке и что будет считаться доказательством вины.
Об отношении пермской полиции к этому нововведению Properm.ru попросил рассказать замначальника ГИБДД по Пермскому краю Алексея Карина. Также он объяснил, как полиция планирует распознавать «опасного водителя» и доказывать его опасное для других участников движения поведение.
Properm.ru продолжит следить за процессом введения в ПДД понятия «опасное вождение» и сообщать о ходе процесса и вступлении поправок в силу.