Posted 20 февраля 2016, 04:00

Published 20 февраля 2016, 04:00

Modified 2 марта 2023, 16:17

Updated 2 марта 2023, 16:17

Изнанка бизнеса: Таксиста могут убить за минуту, а власти думают о желтых дверцах

20 февраля 2016, 04:00
Анастасия Вяткина
Анонимный собеседник, представитель отрасли, рассказал Properm.ru о том, почему пермские таксисты получают лицензии в Кирове, как некоторые не вылезают из-за руля по 18 часов, и что будет, если нажать тревожную кнопку в машине.

Такси — безопасность и комфорт?

— Вот ты меня спрашиваешь, можно ли быть уверенным в том, что к тебе приехал таксист, и он за рулем не 18-й час подряд. Я отвечу, что в этом случае таксист еще свеж и бодр, и только начал. Особенно, если он на арендной машине с желтыми дверями, а на дворе пятница или суббота. Нисколько не утрирую. Бардак в салоне машины, неопрятный водитель — это куда чаще встречается на арендных машинах. Такой водитель в день платит до 1,5 тысячи рублей за аренду, бензин и оплату диспетчеру — в итоге он буквально живет в машине.

Безопасностью и комфортом клиента озабочены далеко не все. Может приехать ржавая «десятка» без днища. Может приехать совсем не тот человек, который должен таксовать на этой машине: оформленный водитель просто передает смартфон с программой кому-то, и никого не заботит, а адекватен ли тот человек, а что у него со стажем вождения… Проблемы у клиентов, у диспетчеров, у таксопарков — от шабашников. Они не живут этой работой, они приходят на какое-то время и работают без должной ответственности.

Перед выходом на линию таксист должен пройти медика и техника. Понятное дело, что сейчас все это — фикция. Другое дело, что когда легализованы будут 95% перевозчиков, правоохранители смогут прессовать за это юрлица, выдавшие лицензии. А пока половина ездит без лицензий, просто платя диспетчерам, встреча с таксистом в подпитии, увы, остается реальностью. Не раз, работая в ночь, в рацию слышал нетрезвые голоса: «Ребята, а до аэропорта чисто? Проеду?». И каждые выходные после рейдов гаишников кто-то перестает работать. Перестает вообще, потому что права забрали.

Есть странные конторы, которые делают ребрендинг каждые полгода. Такие конторы берут работать всех подряд, любого, кого уволили из других такси. Или работают с нарушениями закона, когда, к примеру, номер телефона клиента остается у водителя. В большинстве такси такого просто не может быть, номера не хранятся, а связь осуществляется через программу. Помнишь, когда был сильно распространен sms-спам? Вот все эти спамщики покупали телефонные номера рассылки у таксистов.

С детскими креслами у разных такси разная политика. В некоторых службах при заказе идет обязательная отметка о наличии детского кресла, при этом в списке всех машин тоже есть отметки о наличии — так программа назначит вам машину только из числа тех, где это кресло точно есть. Правда, чаще всего это обычный «бустер», ограничитель ремней безопасности. Он стоит копейки и есть у многих. Но полноценное детское кресло есть далеко не у всех. А что делать таксисту, когда клиент с 2–3 детьми едет? Недавно очень удивился, когда без предупреждения диспетчера о нужности детских кресел увидел клиентку с 2 детьми. Подумал, что придется делать отбой. А дети сняли рюкзачки, развернули, и оказалось, что это что-то типа детских кресел с креплением под ISOFIX, куда приличнее «бустера». Многие просто забывают предупреждать о том, что поедут с ребенком, а потом с недовольным видом из своей машины кресло приносят.

Самим страшно.

Неадекватов, которые за 80 рублей хотят уехать с Вышки в Заостровку, полно. И к водителю запросто лезут грубо выяснять отношения, сам не раз сталкивался. Это не наркоманы — те платят, правда, их возить никто не любит. Таксист, который работает давно, уже знает «наркоманские» адреса и зачастую просто отказывается туда ехать. Водители из всех служб сами занимаются своей безопасностью.

В программе есть кнопка «Тревога», на нее можно нажать в случае опасности, тогда оператор перезвонит мне и спросит, что случилось, при этом видя в программе, где я нахожусь. Однажды случайно нажал на тревожную кнопку, перезвон пришел только через 40 минут. С таким временем реакции я мог бы уже остыть… У водителей есть приложение «Интернет-рация», куда можно покричать другим таксистам, что у тебя проблемы. Безопасностью водителей хорошо бы позаниматься, иногда бывает очень страшно, но власти об этом не думают.

В ОСАГО должна быть отметка «используется в такси». Но на деле получить такую отметку очень не просто, почти нереально. Страховщики не хотят страховать: нет полисов, принтер умер, компьютер завис, тысяча причин. Полис с такой отметкой стоит в два раза дороже, но все равно нет.

Бомбилы и таксопарки.

Диспетчер — это номер телефона, это не перевозчик. Они дают информацию таксистам, а таксисты платят за заказы. В месяц это может стоить, в зависимости от того, где устроен водитель, до 6 тысяч рублей при постоянной работе. Все вместе наконец-то научились согласовывать ценник поездки, чтобы в конце клиент не говорил «а мне диспетчер совсем другую цену называл». Диспетчеры всячески за то, чтобы работать только с легальными перевозчиками. Помогают, как могут, стремятся свести к минимуму риски пассажиров, ибо это их репутация и заработок.

Бомбилы у нас есть. Сейчас примерно 50 на 50 между бомбилами при диспетчерах и легализованными таксистами. Число последних выросло благодаря появлению больших таксопарков, где машина дается под аренду, зарплату или выкуп. Вот водитель работал на своей старой «десятке», получал минимум заказов от диспетчерской и зарабатывал минус 300 рублей в день — устал и пришел в таксопарк. Теперь платит 1,5–2 тысячи в сутки, но у него есть лицензия, возможность ездить по полосам для ОТ, приоритет в диспетчерской и своя 1000 рублей в кармане.

Все водители работают во всех службах города. У 90% водителей запущены все три программы, в которых работают такси в Перми. Все работают на всех, и конфликты вроде «ты на мое место встал» тут уже не могут появляться. С бомбилами, которые стоят и ждут клиента, мы вообще не связываемся. Вот он стоит на площади Дружбы или на "Перми 2" час-другой-третий, кино смотрит, а я мимо него уже несколько раз проехал, каждый раз с новым клиентом, денег заработал. Стоящие в аэропорту — тоже вызывают улыбку. Им проще сделать рейс один раз за 1,5 тысячи, вернуться пустым и стоять дальше на морозе, чем съездить несколько раз в город и обратно по 300 рублей в одну сторону.

Важный игрок на рынке — владельцы «таксомоторных парков». Они купили по 100–200 машин, обклеили их рекламой с названием такси, сделали желтые двери и сдают их в аренду водителям. Таких машин на дорогах — львиная доля. При этом чаще всего происходит так, что часть машин несет на борту одно название службы такси, другая — вторая, еще одна — третье. Цель таких игроков рынка состоит в получении прибыли с водителей, арендаторов машин. Когда клиент вызывает такси у «одной службы», приехать может машина «из другой». Но клиенту зачастую все равно, он в sms прочитает госномер машины, а возмущаться будет лишь в том случае, если машина опоздала. Какого цвета двери у машины, клиента волнует в последнюю очередь.

Тот, кто купил машину и сдал в аренду, получает с нее от 40-50 тысяч рублей в месяц. И машина точно может работать на линии два года. Человек, который купил 200 таких машин, очень заинтересован в том, чтобы отыграть как можно больше. Это уже не мелкий бизнес, там в день проходит почти миллион рублей. У этих людей нет проблем купить автомобили нужного цвета вместо желтого. У человека, который хочет быть легальным таксистом, может не быть возможности купить желтую машину. Даже если нашел деньги на автомобиль, занял или взял кредит, купил белую, нужно ведь двери перекрасить, а это — потеря стоимости машины. Безопасный срок эксплуатации машины в такси — два года, но здесь человек будет выдаивать всё из машины целых пять лет, ведь лицензию дают на этот срок, а ему еще кредит выплачивать.

Желтые двери — это серьезно.

Закон, регулирующий деятельность такси, не зажимает водителей. Приходишь в офис, платишь 2700 рублей, получаешь лицензию, ездишь и платишь небольшую сумму, сравнимую с дневной выручкой на линии в хороший день. Но в законе есть оговорка, что любой регион может ограничить использование машин по цветовой схеме. Этим воспользовались лишь 10 регионов России. В Москве, к примеру, дается субсидия на перекраску — за потерю товарной стоимости машины. А у нас единственный регион, где изначально разрешили три цвета, но придумали желтые двери, если машина сама не желтая. Смех смехом, но автопроизводители не красят машины в желтый цвет. Есть только Citroen С4 и Lada Kalina, и Lamborghini с Porsche. Уже потом добавили разрешение на белые и черные автомобили, но с желтыми дверями. Как будто ты в офис можешь ходить в черном, синем или сером костюме, но у него обязательно должны быть желтые рукава.

Для чего это? Наши депутаты, которые в Европах и Америках бывают чаще, чем таксисты, увидели, что там машины все в желтом цвете, взять хоть Нью-Йорк или Прагу. И решили, что так — очень клево. Это нормальные такси, но их надо не вызывать, а ловить прямо на улице. Конечно, если он будет серый, потенциальный клиент его не заметит и ему не помашет. Но если ты вызываешь машину по телефону — это называется «кар-сервис» или «лимузин-сервис» — к тебе приедет автомобиль без опознавательных знаков, и через sms сообщат, что такая-то машина подана. У нас есть действительно те клиенты, которые хотят приезжать куда-то на красивой машине, без шашечек и желтых дверей, и готовы платить за это больше. И такси как бизнес дает клиентам такую услугу, но с учетом законодательства не может называться такси.

У нас, не разобравшись, придумали то, что сейчас имеем. Федеральное законодательство упростило процедуру донельзя. Если я легальный таксист, то я обязан иметь на крыше шашечки, на бортах полосочки, и клиент меня с этим прекрасно видит без всяких там желтых дверей. Контрольный пункт: указание госномера машины в звонке и sms клиенту. Фонари и шашечки видно и пассажирам, и гаишникам — никаких проблем. Большинство регионов адекватно отнеслись к предложению таксистов об отмене обязательной цветовой схемы для такси, оставив только фонарь и шашечки. И там у Минтрансов число выдаваемых лицензий моментально начало расти, а бомбил почти не осталось. В итоге это дало право строго спрашивать с таксистов, делать контрольные закупки, штрафовать бомбил и в итоге контролировать предоставление услуги.

Существует договор с Кировом и Ижевском о том, что по полученной там лицензии можно работать и в Перми. Так вот, в Кирове выдано примерно столько же лицензий пермским водителям, сколько и в самом Пермском крае. Но число выдачи лицензий там растет! Таким образом, за выдачу лицензии и налоги платятся в Киров — мы тупо кормим чужой регион. Наш Минтранс это понял. Мы оказались единственным регионом, где Минтранс сам вышел с инициативой в Законодательное собрание об отмене обязательной цветовой схемы. Слушание состоялось 18 февраля и — шок! — подавляющее большинство депутатов проголосовало против отмены.

А ведь Минтранс не хочет терять деньги, которые остались бы в регионе, таксомоторные компании хотят работать с легальными перевозчиками, а не с «ашотами на семерках»… И здесь мы уже подозреваем факт, что тем, кто оптом сдает машины в аренду таксистам, «отмена желтых дверей» совсем не выгодна. А, судя по тому, с каким напором эти поправки проталкивались в свое время, и что в автосалонах почти нереально купить популярные в такси машины даже в белом цвете, кому-то очень выгодно, чтобы было как можно больше препонов. У нас кризис вроде на дворе, нам деньги в бюджет нужны? Но мы отказываемся от денег, потому что у вас двери не желтые…

Для иллюстраций использованы кадры из х/ф «Пятый элемент», «Секс в большом городе», «Дьявол носит Прада» и «Бриллиантовая рука»

Подпишитесь