Posted 16 апреля 2016, 05:00
Published 16 апреля 2016, 05:00
Modified 2 марта 2023, 15:55
Updated 2 марта 2023, 15:55
С момента осознанного желания создать такой музей в Перми до его открытия прошло чуть больше двух лет. А мысль о нем закралась давно. В начале 90-х годов мы были в Германии на «Формуле 1» в Хокенхайме. В этом маленьком немецком городишке есть музей гоночной техники. И сколько мы потом не приезжали туда, там постоянно была новая экспозиция. В один из визитов застали смену экспозиции, когда одни машины своим ходом уезжали, а другие — заезжали. Это мне и понравилось: «живые» экспонаты, со специальными номерными знаками. Отложилось в памяти. А вся жизнь моя — гонки, автоспорт. И ведь они тоже повзрослели за эти годы.
Когда завязал с автоспортом, решил сделать Москвич-412. Думал, что будет стандартный Москвич, чтобы в хорошую погоду с семьей покататься по городу. А в итоге собрали на эту машину правильный гоночный мотор. Куда дальше? Понеслось — гоночная коробка, специальный кардан, дифференциал в задний мост, каркас безопасности… Получилась именно такая машина, какую в Ижевске выпускали для сборной СССР, по всем автоспортивным требованиям и стандартам того времени. У нее даже гоночный технический паспорт есть, и все дороги открыты на европейские соревнования ретро-автомобилей. Там в последние несколько лет при проведении серьезных раллийных соревнований перед основным каналом в качестве машин безопасности, которые проверяют маршрут, стали выпускать именно ретро-машины. Это ведь красиво, интересно. Может, и на наших гонках когда-нибудь там будет. С этим автомобилем я выступаю на Rally Master Show. Он там сразу — как памятник Пушкину, возле него собирается тусовка «ветеранов автоспорта». И молодежь проявляет большой интерес!
После Rally Master Show в 2014 году я серьезно «заболел» идеей создать в Перми музей старинных автомобилей. Прошлым летом была выставка ретро-автомобилей на Диораме. И это был не пробный шар, а чистый экспромт. Мы потратили огромное количество энергии и энтузиазма, но оказались в нулевой точке — выставка закончилась, машины разъехались по домам. Пожалуй, там идея стационарной площадки для ретро-автомобилей до конца оформилась. Переписывались с местными властями, главной задачей было найти площадку. Бизнес-план предполагал обеспечение рентабельности музея, так что денег не просили. Только площадка нужна была.
У наших экспонатов есть владельцы. Для них такая стационарная площадка стала очень удобной с точки зрения хранения. Если хранить автомобиль в гараже, неизвестно, что ты там найдешь весной. Может вообще оказаться, что задняя стенка разобрана и машины-то нет… К открытию музея «Ретро Гараж» на площадку встали 34 автомобиля. Желающих выставить свой автомобиль было гораздо больше, многим пришлось отказать из-за зимней специфика доставки машин. И когда много однотипных машин в большом количестве, тоже не интересно. Их лучше собирать под идею разовой тематической выставки.
Автомобили здесь только русские. Если нам привезут раритетный BMW или Ford, то возьмем и будем показывать его людям. Но красной линией все же патриотизм. Давно существует мнение, что мы постоянно у кого-то что-то «слизывали». Это обидно. Ведь у нас тоже много чего копировали. Если бы мы занимались только плагиатом, 21-я Волга в 1957 году на Брюссельской ярмарке никогда бы не получила Гран-При. Грузовик «Урал» — золотая медаль Лейпцигской ярмарки в 1969 году. После Второй мировой войны ни у одного государства не было новой модели гражданской машины, а СССР, весь войной измотанный, бац — и «Победу» сделал с несущим кузовом и колесными арками.
В Германии отметил, что там на законодательном уровне запрещено утилизировать раритетные автомобили. Если кто-то узнает, что уничтожили ретро-автомобиль, до уголовного дела может дойти. Там, если ты хочешь отдать в утиль старинный автомобиль, должен принести справку из ретро-музея, что машина не представляет исторической ценности. А если машина представляет ценность, но тебе не нужна, вариант только один — продать. При этом вся история машины будет прозрачной, и не дай бог, если такая машина пропадет где-то. А у нас как? Списывают с какой-нибудь базы старые автомобили, а сердобольные сотрудники вместо них в утиль сдают горы хлама-металлолома, а сами машины — в укромное место, чтобы спасти раритеты. Ценность же огромная для тех, кто понимает!
В марте нам пришлось на время закрыть музей. Появились технические проблемы на самой площадке. Поняли, что вынуждены переехать. Вчера, 15 апреля, было принято окончательное решение о переезде и даже, надеюсь все сложится, нашлась новая площадка в городской черте. Мы хотим, чтобы музей рос, развивался, для этого нужно больше места. В ближайшие дни планируем перевести все автомобили и другие экспонаты на временное хранение, и дальше будем готовить новую площадку. Нам нужно минимум 2–3 недели.
Планов громадье! Хочется, чтобы экспозиция менялась. Есть машины в Перми. Есть машины в соседних городах. Есть старые гоночные связи, которые могут позволить привезти машины из московских музеев — там есть, что посмотреть. И еще хочется, чтобы помимо машин было что-то: картины, фотоработы, много интересного. Саму атмосферу того времени создать хочется, чтобы и фонари были старинные, и лавочки, и урны, и звук старой улицы фоном звучал.