Posted 10 июня 2016, 10:01
Published 10 июня 2016, 10:01
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
18 сентября 2016 года, в единый день голосования, пермяки будут выбирать депутатов в Госдуму, Законодательное собрание Пермского края и Пермскую городскую Думу. Кроме того, в Прикамье пройдут 25 местных избирательных кампаний, по итогам которых выберут, например, депутатов в Совет депутатов Усть-Черновского сельского поселения или депутатов Земского Собрания Чусовского муниципального района.
Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах. |
Считается, что депутат — слуга народа, на разных уровнях он представляет жителей района, города, страны, защищает их интересы. По факту же получается, что не всегда интересы людей остаются в приоритете.
Победить на выборах без чьей-либо поддержки практически невозможно. Взять хотя бы предвыборную кампанию. Как рассказала Properm.ru депутат Законодательного собрания Пермского края Елена Гилязова, в среднем кандидату придется выложить на эту «гонку» от 6 до 10 млн рублей. Согласитесь, сумма немаленькая. Далеко не у каждого кандидата есть такие деньги. В этом случае он либо ищет спонсора, либо проигрывает выборы. И совсем не факт, что после победы спонсор не попросит депутата о каком-нибудь одолжении.
«Чтобы стать депутатом нужен финансовый ресурс, без него никуда. Если у тебя нет денег, нужно обращаться за поддержкой. Сейчас кандидатов в депутаты стали гораздо меньше финансировать. Попасть по знакомству — редкий случай, но и в этом случае нужны деньги. Платой за помощь может стать лояльность, поддержка в ЗС или гордуме», — рассказывает другой действующий депутат Законодательного собрания Пермского края.
Если не брать в расчет желание кандидатов «помочь людям, поднять свой город, край» и прочие высокие мотивы (таких кандидатов единицы), получается, что в основном люди идут во власть для лоббирования каких-либо интересов. В этом сходятся и опрошенные Properm.ru эксперты.
Например, лоббирование интересов строительных компаний, считает один из кандидатов в депутаты Пермской городской Думы: «В основном всем нужна земля. Компании покупают депутатов, чтобы они голосовали за смену зонирования, изменение высотности, застройку, продажу муниципальной собственности и тому подобное. Продать могут даже землю под ротондой в горьковском парке, если это кому-то будет нужно».
Например, в Пермской городской Думе мы насчитали минимум 10 депутатов, которые имеют какое-либо отношение к строительному бизнесу.
Кстати, в той же Думе и Заксобрании немало депутатов, связаных с ресурсоснабжающими организациями и жилищными управляющими компаниями (УК).
Еще один яркий пример лоббирования интересов — тема с повышением стоимости проезда в общественном транспорте, рассказывает депутат краевого Заксобрания: «Если у депутата (Пермской городской Думы — Properm.ru) бизнес связан с перевозками, то повышение проезда — его тема. Депутаты краевого парламента — в основном крупные промышленники. Введение или отмена каких-то налогов играет им на руку и может способствовать развитию их бизнеса или наоборот, ухудшить ситуацию».
Однако не всегда депутаты принимают решение потому, что так нужно именно им или компаниям, которые за ними стоят. Одно из ключевых качеств политика — умение договариваться. Иногда, при принятии каких-то не очень важных для себя решений, они голосуют «в долг», с расчетом на то, что когда будет голосование по принципиальным для них вопросам, коллеги-депутаты их поддержат.
Это действующие депутаты, которые уже пробились и принимают решения, влияющие на нашу с вами жизнь. На предварительном этапе (предвыборная гонка) всегда есть кандидаты, которые реально конкурируют между собой и депутаты, которые нужны только для того, чтобы создать видимость конкуренции или оттянуть на себя часть голосов. Естественно, делают они это не по своей инициативе и не от скуки. "Праймериз" Единой России показали много новых лиц, появившихся на политической арене, однако не многих из них можно признать реальными кандидатами.