Поводом для беседы с водителем «скорой» послужил недавний инцидент на Дальнем Востоке. «Интерфакс-Россия»: В Петропавловске-Камчатском 10 января 2017 года «скорая помощь» выехала на экстренный звонок к умирающему 21-летнему жителю Петропавловска-Камчатского. Через три минуты после звонка «скорая» была возле его дома, но узкий придомовой проезд перегородил другой автомобиль. На сигналы водителя «скорой помощи» и обращение по громкой связи женщина-водитель не отреагировала, а ее пассажир начал оскорблять медработников. Бригаде «скорой» пришлось вызвать наряд ГИБДД. В результате медики прибыли на место вызова через 13 минут и констатировали смерть пациента. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) по факту несвоевременного оказания неотложной медицинской помощи.
Больше всего конфликтных ситуаций, конечно, во дворах. Конфликты «скорой» и других участников движения были всегда. Просто раньше не освещались в прессе, видеорегистраторов не было, интернета и соцсетей тоже. Раньше просто перетирали между собой, да и забывали. И в милицию не обращались.
Нигде, ни в одном дворе, не соблюдаются стандарты по подъезду спецтехники. У нас человек приезжает во двор на своем автомобиле, бросает как попало машину, и даже не думает о том, что проезд остался лишь для такой же пузотерки, как у него. А если «скорой» проехать нужно, или, не дай бог, пожарной службе? А если проезд — как кишка изогнутый, и тупик в конце без возможности развернуться? Об этом не думают. Но это полбеды.
Люди во дворах встречаются разные. Бывает, что в бригаде работают две женщины, а во дворе на них агрессивный мужик накидывается, и не матом кроет, а с кулаками. Как такой конфликт будет развиваться? Вы только представьте, что может сделать один поставленный удар в голову хрупкой женщине… Но в итоге виноват окажется врач, потому что «не сумел договориться с населением».
Случай из жизни: |
Хуже всего, когда по приезду «скорой» все уже взвинченные: да где вы были, да чай с тортом пили, а мы тут дождаться вас не можем. Могут просто открыть дверь машины и полезть бить морду водителю. Я помню, когда мне было чуть за 30, у меня был сменщик — пенсионер почти, божий одуванчик. И его однажды очень серьезно отметелили, не просто стукнули, а по-настоящему избили. Врачи выходят, а водитель в крови и синяках. И концы в воду — кто это был?
Сейчас из-за того, что нет дифференциации вызовов, у каждой бригады накапливается отставание. Пациент думает, что бригада едет с подстанции, а бригады нет час, два, три… Потому что она на других вызовах, на предыдущих, а там разное бывает — от бабушки с давлением до серьезной травмы. Но ведь пациент и его родные этого не знают, они ждут, копится раздражение. В итоге когда «скорая» приезжает, ждущие с претензиями и кулаками набрасываются: где вы ездили, такие-сякие?
***
Когда бригада «скорой» подъехала, и врачи поднялись к пациенту, водитель не может покинуть автомобиль и не может отъехать. Люди не могут этого понять. Они ему сигналят, мол, отъедь вон туда и там стой жди. Люди, врачи могут в любой момент вернуться в машину: взять что-то необходимое, с носилками с пациентом. Нельзя машине отъезжать!
Иногда родные больного просят водителя помочь вынести носилки. И очень обижаются, когда он говорит, что не может покинуть машину. Поймите, он должен быть готов в любой момент быстро привести машину в движение для спасения пациента. А если во время отсутствия с машиной что-то произойдет? Поцарапают — полбеды, но если проткнут колесо или украдут какую-то медицинскую технику из машины? С колесом просто не уедешь, не сможешь экстренно увезти пациента, а аппаратура иногда дороже самой машины стоит. Водитель отвечает за все, что с автомобилем происходит.
Случай из жизни: |
В советские времена, когда водитель приходил устраиваться работать на «скорую», брали не ниже второго класса. Человек приходил с уже нормальным опытом работы на машине, и продолжал нарабатывать опыт. Никогда сразу нового водителя не садили на «скорую», сначала на подменный автомобиль.
Сначала такой водитель ездил «на подмену», когда кто-то где-то заболел, сломался. К нему присматривались как водители бригады муниципального автотранспортного предприятия, так и доктора. И было понятно, кто срабатывается, а кто нет. Потом, когда кто-то уходил на пенсию, на другую должность, когда место освобождалось, коллектив рекомендовал водителя начальнику колонны: «Сработались, и он не против, и врачи согласны». Теперь — совсем иначе.
Теперь водителем на подстанцию «скорой» приходит устраиваться человек с обычными правами категории В. Бывает, что даже без житейско-водительского опыта. Вот центр, пробка — не надо соваться на односторонки. Там все забито в одном направлении, деться некуда. А ведь у «скорой» на дороге с двухсторонним движением есть пространство для маневра. Если случай правда экстренный, если маяки включать, то по центру дороги можно проехать, машины на обеих сторонах немножко расступаются и проехать можно. Обычный водитель так мыслить не будет. Само водительское мастерство на «скорых» упало, к сожалению.
Раньше водитель «скорой» работал в каком-то определенном районе, поэтому знал там каждый двор. Сейчас вроде бы есть навигаторы, но этого недостаточно. Потому что дома многоквартирные, подъезды могут быть с двух сторон дома, где-то заграждения поставлены — никакой навигатор этого не подскажет. А пока ищешь, куда заехать, пациент ждет… Сейчас водители преимущественно тоже в одном районе работают, но этот опыт надо нарабатывать.
Водитель во внутренней иерархии бригады? Всегда по-разному. Зависит от того, как люди сработались. Бывает так, что люди в бригаде просто терпят друг друга, потому что такая работа.
Переживает ли водитель «скорой» за пациента? По-человечески, конечно, хочется спасти. Но я нахожусь на работе, я водитель, и помимо желания спасти человека у меня есть еще ПДД. Безопасность превыше всего, если «скорая» попадет в ДТП, никому лучше не будет. Водитель и врачи всегда сделают максимум того, что они могут и умеют, но со слезами на глазах около больного бегать не будут.
***
Когда «скорая» везет экстренного пациента, он уже подключен к ИВЛ, сделаны необходимые процедуры, врачи следят за его самочувствием. Во время движения врачи не будут проводить никаких серьезных действий. Если ситуация осложняется и необходимы реанимационные процедуры, врачи командуют водителю «Стой!».
Где ты получил такую команду, там и останавливаешься. Не будешь искать место для парковки, втискиваться куда-то. Врачам надо спасать человека, карета останавливается хоть посреди Компроса. И это тоже может привести к конфликту с водителями в потоке, «скорая» им ведь дорогу перекрыла и мешает проехать. Они не понимают, что водитель не имеет права двигаться, а врачи в этот самый момент спасают чью-то жизнь и нельзя их шевелить.
Фото: архив Propem.ru