Posted 3 марта 2017, 09:22
Published 3 марта 2017, 09:22
Modified 2 марта 2023, 14:33
Updated 2 марта 2023, 14:33
По данным портала «Понятный бюджет», в 2017 году краевые власти намерены потратить 39 млн рублей на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидам и маломобильным группам населения к объектам социальной сферы.
21 февраля в Перми прошло заседание Коллегии Министерства социального развития Пермского края, на которой и.о. министра социального развития Павел Фокин рассказал об итогах 2016 года и планах на 2017 год. Он заявил, что в 2017 году перед министерством стоит задача увеличить долю доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры до 54,2% приоритетных объектов.
Действительно ли все реализуется так, как это запланировало министерство? За ответом на этот вопрос мы отправились в региональное отделение Всероссийского общества инвалидов.
Надежда Романова, председатель пермского отделения «Всероссийского общества инвалидов»:
Чтобы проверить доступность общественных мест для инвалидов, мы отправились в известный пермякам универмаг на Борчанинова. Первое нарушение, с которым пришлось столкнуться — занято парковочное место для инвалидов.
«То, что происходит с парковками для инвалидов в нашем городе напоминает мне сцену из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика», когда Алексей Смирнов в роли Феди, сел на место для инвалидов и матерей с детьми, а потом не уступал место беременной женщине. Пермские автомобилисты делают точно так же. Если свободно, то встают. Так почти на всех парковках. Куда встанет инвалид, как он будет добираться от парковки до магазина, их не волнует» — комментирует директор «Ресурсно-информационного центра «Доступная среда».
Жбанов отметил, что в Москве ситуация еще хуже. Некоторые автовладельцы подделывают удостоверение инвалида первой-третьей группы, приклеивают на машину знак и спокойно паркуются.
Основная часть эксперимента началась тогда, когда мы подошли ко входу в аптеку, находящуюся в универмаге. Я сел в инвалидное кресло, закрепил ноги и начал свое восхождение по пандусу.
Сразу пришлось столкнуться с препятствиями. Наледь и снег были убраны плохо. Колеса упирались. Мне пришлось просить помощи, чтобы объехать даже незначительные выбоины, которые ходячему человеку кажутся незаметными.
Когда удалось подняться на крыльцо, Сергей Жбанов сразу указал на нарушения, которые создают инвалидам преграду для доступа в аптеку.
На входной двери отсутствует желтый круг, который сигнализирует слабовидящему, что здесь он может пройти внутрь. Ручка на двери должна быть контрастна фону входной группы. Здесь, она того же цвета что и входная группа.
Желтые тактильные полосы на ступеньках засыпаны снегом. В таких условиях слабовидящий человек их не заметит. Тактильные полосы должны располагаться минимум за 80 см перед препятствием. Здесь они находятся непосредственно на самом крыльце. Сама поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой, а не лежать под слоем льда и снега.
Проехать внутрь самостоятельно я тоже не смог. Порог дверей оказался слишком высоким. По нормативу он должен быть не более 1,4 см, я же столкнулся с препятствием, высота которого была около пяти см. Попасть в универмаг мне вновь помогли.
Чтобы попасть из аптеки в общий коридор универмага необходимо проехать через дверной проем. Из-за того, что стеллажи заняли часть прохода, места для маневра у меня было мало. Проехать, конечно, удалось, но коляска еле влезла. Крутить колеса в таких условиях неудобно, есть риск повредить руки. Будь у меня кресло на десять см шире, я бы точно не смог проехать.
По широким коридорам универмага и ровному полу двигаться было несложно. В какой-то момент я забылся, разогнался и чуть не врезался в витрину магазина. Однако подняться с цокольного этажа на первый, где находится магазин «Семья» инвалиду-колясочнику невозможно. Единственный вариант — объехать здание, и зайти со стороны верхней парковки, но на это нужно будет потратить достаточно сил — ехать придется в горку.
После прогулки по универмагу мы отправились в находящуюся неподалеку женскую консультацию Городской клинической поликлиники №1. Рядом с крыльцом медицинского учреждения построен пандус. По словам Сергея Жбанова, это хороший пример того, как не надо делать пандусы.
«Во-первых, он очень крутой. Во-вторых, слишком широкий. В-третьих, покрытие не соответствует требованиям», — подчеркнул эксперт.
Одно из самых недоступных мест для инвалидов и маломобильных пермяков — Дзержинский отдел территориального управления Минсоцразвития Пермского края. Отдел находится в доме по адресу ул. Петропавловская, 97.
Одно из основных направлений в работе Министерства социального развития — работа с инвалидами, назначение выплат и утверждение льгот. Однако попасть туда колясочнику невозможно, для остальных условия ничуть не лучше.
«Здесь на инвалидном кресле не проехать. Поручней нет, а угол наклона слишком высокий. Тротуар не чищен, под ногами лёд. Тут здоровый человек может упасть несколько раз пока будет добираться», — говорит Сергей Жбанов.
«Инвалиду-опорнику или слабовидящему тоже тяжело попасть в учреждение. На ступенях и перед ними отсутствуют желтые тактильные полосы. Сам поручень слишком высокий и находится лишь с одной стороны. Чтобы подняться или спуститься человеку надо взять костыль или трость в другую руку и спускаться в некомфортных для себя условиях. Вот, кстати наглядный пример, посмотрите как будет спускаться эта пожилая женщина», — добавил эксперт.
На самом крыльце территориального управления, как и по всему маршруту до него, отсутствуют тактильные полосы, на входной двери нет желтых кругов, угол подъёма по пандусу составил 12,4%, поручень только один, расстояние между ним и стеной — 115 см, вместо положенных 90–100 см.
«Все это сделано для галочки, чтобы показать видимость какой-то деятельности. Нет ничего сложного в том, чтобы довести все до ума. Возможно, этого не делают, потому что сюда просто невозможно добраться. Поэтому большинство инвалидов подписывают доверенности на своих родственников», — прокоментировал руководитель ресурсно-информационного центра «Доступная среда».