Posted 3 мая 2017, 08:11

Published 3 мая 2017, 08:11

Modified 2 марта 2023, 14:16

Updated 2 марта 2023, 14:16

Николай Уханов: «Подрядчиков, которые нас не устроили, мы выгнали». В Пермском крае будет разработана дорожная стратегия до 2025 года

Николай Уханов: «Подрядчиков, которые нас не устроили, мы выгнали». В Пермском крае будет разработана дорожная стратегия до 2025 года

Фото: Properm.ru.
Министр транспорта Пермского края Николай Уханов рассказал о том, что ждет дорожную отрасль, в интервью Properm.ru.

По итогам 2016 года осталось неосвоенными (то есть запланированными на реконструкцию и ремонт дорог, но не потраченными на эти цели) порядка миллиарда рублей. В 2017 году в территории края уже «ушли» средства дорожного фонда, порядка 4,4 млрд рублей, сумма и не снившаяся муниципалитетам и поселениям. Сомнения в том, что они ее освоят качественно и в сроки, есть. Об этом и многом другом министр транспорта Пермского края Николай Уханов рассказал в интервью Properm.ru

— Николай Борисович, одна из главных проблем — неосвоение средств дорожного фонда. Каковы основные причины?
— Сейчас говорить о прошлом руководстве смысла нет. Безусловно, есть преемственность власти и надо исправлять ошибки.

Причины банальные: некачественная подготовка конкурсной документации и проектно-сметной документации (ПСД). В итоге — затягивание конкурсных процедур, суды, оспаривания итогов конкурсов, например, история с обходом Чусового (сколько раз уходили в судебные процессы).
Или находят нормального подрядчика, но он по объективным причинам не может выполнить объем работ, потому что этот объем работ, фактический, отличается от того, который в ПСД.

— Почему так происходит?
— Потому что сапоги должен тачать сапожник. В последнее время хозяйственные функции выполняли люди, которые не имеют необходимого опыта, квалификации, да и просто специального образования.

Я, например, по образованию инженер-строитель, закончил автодорожный факультет, я понимаю, как надо дороги строить, а есть люди, которые не понимают, в итоге получаем отрицательный результат.

— Будете менять кадры?
— Да, смена кадров уже идет, сменился руководитель Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края (им стал Андрей Морозов выпускник «автодора», был первым заместителем главы администрации Мотовилихинского района). Будут, видимо, еще некоторые изменения.



— Системно, стратегически как будут изменены подходы к освоению средств дорожного фонда?
— Слово «освоение» мне не нравится. Нужно выполнить те цели и задачи, которые поставлены, это километры построенных и отремонтированных дорог, остановки, барьерные ограждения — вот что нужно сделать.

Подходы меняются. В первую очередь, внедрено формирование планов. Без планового ведения хозяйства невозможно добиваться результата, невозможно работать с колес. Подготовка техзаданий, разработка ПСД, прохождение государственной экспертизы — все это требует времени. И не один год нужно потратить, чтобы сделать объект.

Планы на 3 года и 5 лет уже сформированы. И по указанию главы региона Максима Решетникова я поставил задачу — разработать 25-летнюю стратегию развития транспортной системы.

— В нее вошел третий мост через Каму?
— В генеральном плане Перми, утвержденном в 2010 году, мост есть, стратегия будет его предусматривать.

Но в приоритете — эффективность вложенных средств. Коммунальный мост с подходами, которые могут стоить дороже, чем сам мост, обойдется минимум в 16 млрд рублей. Вряд ли это экономически оправдано сейчас. Тем более что есть альтернатива — ул Строителей, она должна быть сделана в первую очередь, мы ее достроим и разгрузим существующий коммунальный мост, произойдет перераспределение транспортных потоков. Не секрет, что Красавинский мост загружен на 45–50%.

Главная новость по теме

— Федеральная трасса Пермь-Екатеринбург не относится к региональному министерству транспорта, но все же — как обстоят дела?
— Руководитель региона говорит просто и понятные вещи: «Ты министр транспорта, а значит, отвечаешь за все дороги: региональные, федеральные, муниципальные». Сложно не согласиться. Участок от Лобаново до Кояново заканчивает ФКУ автомобильных дорог «Урал», в сентябре этого года должны открыть шестиполосное движение. Также в текущем году будет полностью реконструирован и сдан участок от Бершети до Кукуштана.

— Очень много было «дорожных» судебных процессов. Вы говорили, что они все закончились.Чем?
— Мы победили. Основные судебные разбирательства касались строительства обхода Чусового. Закончились судебные разбирательства по поводу реконструкции муниципальной автодороги Частые — Бабка, где подрядчика выгнали, включили в реестр недобросовестных поставщиков.

Мы вообще тех подрядчиков, которые нас не устроили, выгнали. И появилась возможность корректно, нормально провести конкурсы. Около 85% подрядов уже распределены на конкурсной основе. Это очень важно, потому что впереди строительный сезон, мы должны иметь нормальных подрядчиков, а у них должно быть время для работы. И в дальнейшем нам нужно всегда своевременно проводить конкурсные процедуры.

— В муниципалитетах в 2016 году явно не успели провести конкурсы.
— До них деньги доводили в сентябре, это же бред! Как им успеть задачи выполнить? В этом году глава региона поставил задачу довести все деньги до муниципалитетов как можно раньше, что мы и сделали, объем средств, который передан в муниципалитеты — 4,4 млрд рублей. Причем все муниципалитеты без исключения.

На половину объектов уже определены подрядчики, на все суммы объявлены конкурсные процедуры, до конца мая мы планируем, что муниципалитеты закончат конкурсные процедуры.

— Кто должен контролировать качество строительства и ремонта дорог? Штрафовать подрядчиков? Нести ответственность?
— Главы органов местного самоуправления. Я, конечно, вынужден вмешиваться, потому что квалификации в территориях не хватает. Но это их функционал в чистом виде, они технадзор проводят, они заказчики, это их работа. Объектов очень много. Мы оставляем за собой право проверить, проконтролировать, взять пробы асфальтобетона, провести экспертизу, но это не краевой функционал.

И должно быть какое-то чувство ответственности. Я человек прямой, не перекладываю вину ни на кого, за конечный результат отвечаю сам.

Кроме того — есть надзорные органы, прокуратура, полиция, они тоже должны видеть, что происходит, что подрядчик у них тут делает.

Сейчас Минтранс проводит проверку по ремонту дорог в Чайковском, есть вопросы о качестве. Меня не устраивает этот ремонт. Я передам информацию губернатору, он примет решение.

Министерство транспорта взяло на себя дополнительную нагрузку: контролировать объекты стоимостью свыше 50 млн рублей, будем согласовывать технические задания и ПСД.

— Насколько монополизирован этот рынок? Насколько конкурентен?
— Есть подрядчики, компания «Дорос» (1,5–3 млрд рублей в год, до 1 тыс. сотрудников, объекты в основном на юге края). «Химспецстрой», крупная компания, объекты в Березниках. «Уралмострострой», «Мостоотряд 123», компания АТМ — это крупные организации, есть средние, которые имеют и технику, и асфальтобетонные заводы. Раздражает, когда в отрасль проникают непрофессионалы. А в целом силы по выполнению строительства и реконструкции дорог у края есть.

— В Прикамье был создан экспертный совет, занимающийся проблемами качества дорожного строительства. Что это за орган?
— Ведомственный научно-технический совет при министерстве транспорта Пермского края. Возглавляю его я, совет уже работает.

Это структура, которая рассматривает технические вопросы, применение новых технологий, применение конструкторских решений, новых материалов, занимается корректировкой проектов, подготовкой технических заданий, определением целесообразности реализации тех или иных проектов с технической точки зрения. Решение совет принимает большинством голосов, и его решения обязательны к исполнению.

Подпишитесь