По данным органов статистики, основные показатели социально-экономического развития Пермского края ухудшаются с 2014 года. В 2016 году падение продолжилось. На этом фоне неисполнение бюджета региона (неосвоение средств) смотрится как минимум странно.
Итак, речь пойдет про 2016 год, про социально-экономические итоги и бюджет Пермского края. Источники информации — Росстат, Пермьстат, kartoteka.ru, контрольно-счетная палата Пермского края (КСП ПК), контрольно-счетная палата Перми (КСП Перми), сайты министерств, в общем, вполне себе открытые источники.
Цифры оставили только основные, чтобы не перегружать текст. Тенденции — предупреждаем — не радостные.
Общая картина
Объёмы производства снижены в 2016 году по сравнению с 2015 годом практически во всех видах экономической деятельности.
Раз благосостояние снизилось, сократились и обороты организаций розничной торговли, общественного питания; уменьшился объем платных услуг. Больше всего пострадали юрфирмы, турфирмы, медорганизации, учреждения культуры.
Численность населения снизилась (за счет миграции) на 2 312 человек и составила 2 632 097 человек.
Органы статистики отмечают, что в Прикамье более негативные тенденции, чем по РФ в целом, особенно в сфере промышленного производства, и по показателю «реальные располагаемые денежные доходы».
Доходы бюджета Пермского края в 2016 году 104,9 млрд рублей. Расходы — 105,9 млрд рублей.
Бюджет края на 2016 год был сформирован по программному принципу, то есть вся расходная часть бюджета «уложилась» в 22 краевые госпрограммы.Тратят деньги краевой казны министерства и ведомства.
В целевые показатели, предусмотренные госпрограммами, в течение года внесены изменения 250 раз. По сути плановые значения подводились под фактическое исполнение.
Не утверждена госпрограмма «Развитие газоснабжения и газификации Пермского края». Сроки разработки документа продлялись шесть раз. Ответственным исполнителем является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. До сих пор программа не разработана и не утверждена.
Из 22 программ в 8 процент освоения средств ниже 80%.
Госпрограмма «Развитие здравоохранения». Не добились обеспеченности населения врачами, не удалось увеличить, как планировали, зарплату среднему медицинскому персоналу, а на лекарства для льготников потратили всего 22,2% от запланированного объема расходов.
Например, министерством здравоохранения края не истрачены деньги на «Организацию оказания медицинской помощи по слуховому протезированию» (3 299,7 тыс. рублей). Министерство опоздало с подготовкой техзадания, и 207 пациентов остались без слухопротезирования.
Госпрограмма «Развитие образования и науки». Не удалось увеличить, как планировалось, зарплату воспитателям детсадов и педагогов дополнительного образования; не смогли улучшить жилищные условия пяти молодых педагогов. КСП ПК отмечает, что в последнем случае причина в затянутых сроках. От получения одобрения банка на выдачу ипотеки до оформления договора купли-продажи проходит более года.
Госпрограмма «Социальная поддержка граждан Пермского края». Не удалось увеличить, как планировалось, зарплату социальных работников.
Госпрограмма «Обеспечение общественной безопасности». В полном объёме (3,8 млн рублей) не использованы средства на составление протоколов об административных правонарушениях. Соглашение между Правительством Пермского края и МВД России о передаче полномочий, в котором должны быть определены порядок и цели расходования указанных денежных средств, — не оформлено.
Госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае». Половина городских округов и сельских поселений не истратили ни копейки на организацию отлова и содержания бродячих животных, а это значит, что власти этих территорий не выполнили свои полномочия в этой сфере.
Госпрограмма «Развитие транспортной системы». Как мы уже сообщали, не освоен почти миллиард рублей дорожного фонда.
Истратили всего 6,7 млрд рублей, или 72,7% от плана. Основные причины низкого освоения средств: расторжение договоров с подрядными организациями; приостановка ФАС выполнения контрактов; отмена итогов аукционов результате судебных разбирательств; отставание от графика работ подрядчиками.
Госпрограмма «Территориальное развитие». Основные проблемы, связанные с финансовой несамостоятельностью местных бюджетов, не решены, доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Пермского края постоянно снижается.
Не исполнены госпрограммы «Социальная поддержка граждан Пермского края» и «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Пермского края».Самое низкое исполнение сложилось по государственным программам «Культура Пермского края» — 16,0% от плановых назначений; «Развитие здравоохранения» — 15,7%.
Переход на программный бюджет был нужен, чтобы привязать потраченный бюджетный рубль к конкретному показателю в реальности. Бюджетные средства, вложенные в ремонт дороги, в строительство больницы, должны расходоваться эффективно. Но — констатирует КСП ПК — цель эта не достигнута.
КСП ПК приходит к выводу: «Система излишне громоздка. Количество показателей, которые планируются в рамках госпрограмм, превосходит все разумные пределы. Степень достижения многих показателей — не в состоянии качественно отслеживать ни органы власти, ни Росстат».
Зачастую, плановые программные показатели — подгоняются под фактически достигнутые значения. Сроки реализации госпрограмм постоянно продляются. Значимого социального эффекта не достигается.