В основе бюджета Пермского края лежит «Прогноз социально-экономического развития» на три года вперед. Правда, по мнению аудиторов контрольно-счетной палаты региона, «Прогноз…» этот несколько оптимистичен.
В 2017–2020 годах ожидается приток инвестиций в реальный сектор экономики за счёт реализации масштабных проектов («МеламинКарбамид — Аммиак» на ПАО «Метафракс», технополис «Новый Звездный», ОАО МХК «Еврохим»). По данным Пермьстата, в первом полугодии 2017 года произошло снижение объёма инвестиций. По итогам 2016 года также отмечалось снижение.
Ожидается рост налогооблагаемой прибыли. Но в первом полугодии 2017 года произошло снижение прибыли организаций края на 11,5%.
Запланирован рост денежных доходов населения Пермского края: в 2017 году — 106,9%, в 2018 году — 104,9%. Но в январе-августе 2017 года отмечено снижение денежных доходов населения.
По «Прогнозу…» улучшатся показатели: по инфляции и росту цен (инфляция в регионе (уменьшится со 107,6% до 104,3%), снизятся цены на продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги, электрическую энергию. Валовый региональный продукт подрастет. Средняя заработная плата вырастет с 33 483 до 34 236 рублей, реальная зарплата тоже вырастет.
Осторожно, злые налоги
В 2018–2020 годах планируется рост налоговых поступлений в бюджет, потому что:
Срок передачи полномочий субъектам РФ по установлению льготы по налогу на движимое имущество организаций перенесен с 2018 на 2019 год. Из-за сохранения льготы Пермский край не получит 1,8 млрд рублей.
Что звенит в кармане?
План по доходам краевого бюджета на 2018 год — 115,6 млрд рублей. В 2019–2020 годах также запланирован рост доходов. Расти будут налоговые доходы.
Неналоговые доходы в 2018 году снизятся. Доходы от использования имущества, находящегося в краевой собственности, тоже снизятся, составят 22 млн рублей. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям предусмотрены на 2018 год в сумме — 2,2 млн рублей — в три раза ниже, чем планировали в бюджете 2017 года.
Дивиденды ждут лишь от двух обществ (из четырех, осуществляющих деятельность с прибылью и в которых край владеет более 50% акций): от ООО «Спорткомплекс «Олимпия-Пермь» (2 млн рублей, ниже на 7,7 млн рублей, чем в 2017 году), от АО «ПАИЖК» (154 тыс. рублей).
Сработали с прибылью: АО «Корпорация развития Пермского края» (чистая прибыль 7 млн рублей), АО «РВ-Пермь» (чистая прибыль 2 млн рублей), АО «Пермская пригородная компания» (15,7 млн рублей), АО «Международный аэропорт Пермь» (220 млн рублей). Но никаких поступлений от этих компаний в бюджет региона не будет.
Акционерные общества с участием края давно не приносят ощутимых экономических выгод региону.
Аудиторы контрольно-счетной палаты Пермского края (КСП ПК) пришли к выводу, что при объединении госпрограмм (из 22 получилось 13) не сохранились все цели и задачи, не соблюдена преемственность целевых показателей госпрограмм 2017 года.
Ухудшены значения таких показателей, например, как: «доля преступлений, совершенных в общественных местах», «доходы от платы за землю».
Для реализации крупных проектов (капстроительство, реконструкция объектов общественной инфраструктуры, автодорожного строительства) принята Адресная инвестиционная программа Пермского края.
В программу включены 79 объектов капитального строительства, в том числе 56 объектов общественной инфраструктуры и 23 объекта автодорожного строительства.
Общий объём вложений, предусмотренный в адресной инвестиционной программе на 2017–2022 годы, 47,6 млрд рублей: строительство объектов общественной инфраструктуры (32 млрд), автодорожного строительства (14,3 млрд), жилищное строительство (в том числе жилье для детей-сирот) — 1,2 млрд рублей.
Вот только аудиторы КСП ПК с удивлением отмечают, что в программе нет информации о количестве жилых помещений для детей-сирот. Меж тем для Пермского края это серьезная проблема. По инициативе прокутаруры региона полномочия по предоставлению сиротам жилья были переданы на уровень муниципалитетов. Неподкрепленные финансированием полномочия не будут исполняться.
70,9% расходов на строительство объектов общественной инфраструктуры приходится на финансирование 11 объектов, по 10 из них не начаты строительно-монтажные работы.
Объекты общественной инфраструктуры Адресной инвестиционной программы Пермского края 2018–2020 годы
Объект | Финансирование (тыс. рублей) |
---|---|
Пермская клиническая инфекционная больница № 1, Пермь | 1 814 637,3 |
Стационар краевой психиатрической больницы | 754 995 |
Хирургический корпус, Кудымкар | 919 400 |
Городская клиническая поликлиника, Пермь | 570 000 |
Строительство детского реабилитационного центра в Перми | 449 995 |
Строительство нового учебного корпуса и реставрация с приспособлением для современного использования главного учебного корпуса КГ АПОУ «Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова | 486 195 |
Строительство новой сцены для ГКБУК «Пермский академический театр оперы и балета им . П.И. Чайковского | 2 637 719,1 |
Здание Пермской государственной художественной галереи | 1 402 830,8 |
Зоопарк в Перми | 3 214 146,5 |
Приспособление для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Администрация области и КДЦ» (реконструкция большого зрительного зала филармонии) | 404 622,7 |
Универсальный дворец спорта | 600 000 |