Posted 1 марта 2018, 03:30

Published 1 марта 2018, 03:30

Modified 2 марта 2023, 14:36

Updated 2 марта 2023, 14:36

Изнанка бизнеса. Владелец бани: «Парилки ставятся для отвода глаз. Землю используют в других целях»

1 марта 2018, 03:30
Банному бизнесу в Перми насчитывается больше 15 лет. Унаследован он был предпринимателями в начале «нулевых» после банкротства муниципального банно-прачечного комбината. Теперь из 14 бань действующими остались лишь пять. Остальные либо заброшены, либо на их месте построены новые торговые центры, жилые дома и даже автомастерские. О том, как сегодня выживает банный бизнес и какое у него будущее, рассказал один из игроков этого рынка, работающий в банной сфере больше 20 лет.

— Кто чаще всего приходит в банный бизнес?

— Занимаются банями только увлеченные. Те, кто с детства привык к тому, что есть где-то место, где можно пообщаться, отдохнуть. Это заложено в них с советских времен. Что раньше у людей было? Маленькие квартирки, газовые горелки, воды толком даже не было. Поэтому все по выходным ходили в баню. Баня была таким местом, где можно было отдохнуть душой. Вот они и продолжают добрую традицию — создают такие места, куда человек пришел бы и забыл о всех своих проблемах. Как говорится, отдохнул душой.

— Кто ходит в бани?

— Пенсионеры и молодежь. До 60 тысяч человек в год. О чем это говорит? Что бани востребованы. При этом ходят в них не только жители аварийных домов, которые остались без горячей воды, но и обеспеченные люди. Но в последнее время в городе пошел перекос. На фоне того, что в городе очень много частных саун, бань с общими отделениями осталось совсем немного. Несколько лет назад депутаты Пермской гордумы поднимали эту проблему, разработали и утвердили «Концепцию развития банного хозяйства на территории г. Перми на 2014–2017 годы». Документ предусматривал строительство пяти новых бань с общими отделениями на 500 помывочных мест в Перми. Появиться они должны были к концу 2017 года за счет средств инвесторов без участия бюджета. Даже участки конкретные в концепции были прописаны: на ул. Беляева, 9, ул. Леонова, 74, ул. Емельяна Ярославского, 62, ул. Солдатова, 33 и Гашкова, 11а. Но как потом на деле выяснилось, разрабатывался документ лишь для раздачи земельных участков, а не для развития банного хозяйства.

Так, участок на ул. К. Беляева, 9 под баню был предоставлен ООО «Орсо групп» и А.Ю. Щербакову в общую долевую собственность. Бизнесмены должны были к декабрю 2018 года построить на участке баню с общим отделением. Но там теперь стоит 21-этажный жилой дом (после публикации этого текста в редакцию обратились представители застройщика, которые сообщили, что застройщик «Орсо групп» не участвовал в предоставлении земельного участка по адресу ул. Беляева, 9 по акту выбора, а приобрел право аренды у третьего лица. По словам представителя застройщика, соглашения о строительстве бани в данном документе не было. Позже «Орсо групп» стал собственником и изменил вид разрешенного использования земельного участка в рамках территориальной зоны. Планы по строительству рассматривались, но лишь как один из вариантов использования земельного участка. Никаких обязательств компания на себя не брала, рассказали в «Орсо групп»).

Та же участь постигла и участок, на ул. Гашкова, 11, где ООО «Доверенные лица» первоначально заключило договор на строительство бани, но впоследствии он был расторгнут, а баню так и не построили. Эту территорию администрация после отдала с торгов под развитие застроенных территорий, теперь там стоит девятиэтажный дом.


На ул. Емельяна Ярославского, 62 земельный участок до сих пор пустует. На ул. Солдатова, 33 участок пустой, зато на соседнем участке на ул. Солдатова, 33а открыта частная сауна.

Земельный участок по ул. Леонова, 74 был в аренде ООО «Автогео», однако за пять лет баню не построили, и действие договора прекращено. Сейчас там находится магазин автозапчастей.
За год до окончания срока действия концепция и вовсе была ликвидирована по распоряжению главы города Дмитрия Самойлова в связи с утратой ее актуальности.

В итоге теперь непонятно, зачем разрабатывалась эту концепция? И нужны ли нам бани в городе?

— Получается, люди берут баню в аренду лишь для того, чтобы заполучить землю?

— Да. Обычно земельный участок используют для других нужд, а рядом ставят небольшие баньки чисто для отвода глаз. Так сделано и на ул. Беляева, и на Леонова, и на Солдатова. Тем более что в концепции требования к баням прописаны не были. Можешь поставить маленькую 10 на 12, а можешь и трехэтажную.

— Как бизнесмены, минуя законодательство, умудряются строить другие объекты?

— Схема очень простая. Сначала предприниматель берет участок в аренду, строится, а потом выходит в суд с требованием изменить под объектом назначение земельного участка. Со стороны ответчика в суд выходит представитель департамента, который за взятку участвует в судебном процессе и не возражает против перевода.

— Сколько бань сегодня осталось в городе? И как они выживают?

— Их пять: Ленинская, на Пушкина, на Кислотных дачах, в Мотовилихе и на Гайве. Это бани с общими отделениями. Себестоимость одной помывки в них выходит на 750 рублей, а пенсионеры платят 150 рублей. Большую цену банщики заломить не могут, тогда совсем клиентов растеряют. Поэтому вынуждены выживать — многие залезают в долги.
Бизнесмены уже не раз выходили к городским властям с предложением компенсировать затраты на ремонт помещений, на услуги для социально незащищенных групп граждан, так как бани — те же соцучреждения, что и детские сады, школы, где многодетным, малоимущим семьям оказываются различные меры поддержки. Но с закрытием муниципальных бань в городе вопрос субсидирования тоже закрылся. Кроме того, тарифы на тепло, свет, воду для многих компаний увеличились в разы.

Красноречивый пример с баней на Пушкина, где бизнесмена кормили завтраками, когда не возмещали затраты за ремонт здания. А потом, когда прошли все сроки исковой давности, он все суды проиграл. Теперь у него отняли часть здания. Самая настоящая драма с земельным участком разыгралась и у бывших владельцев Горьковской бани, которые через суд пытались отстоять участок, но часть его была признана принадлежащей владельцам гаражей. В итоге, оставшийся кусок земли стал не пригоден для строительства, и теперь баня никому не нужна.
Но даже те участки и бани, в которые бизнесмены готовы вкладывать, не приносят прибыли. У железнодорожников сейчас баню выкупили. Новый владелец вложил уже 5 млн рублей в нее, а доходы с расходами тютелька в тютельку укладываются. Прибыли ноль.

— Возможно ли этот бизнес сделать рентабельным?

— Он сможет приносить прибыль в комплексе, если в бане будет не только сауна, веники, но и попутные направления: бары, тренажерный зал, спа-процедуры. Чтобы как в Москве человек пришел в баню и на весь день, тут же парикмахерская, маникюр, педикюр, массаж, бар.


— Что вас лично держит в этом бизнесе?

— Для меня это уже дело принципа. Я еще верю, что можно сделать баню в Перми как в Саратове, или Санкт-Петербурге. В других городах муниципальные бани сохранились. Там местные власти понимают необходимость бань. Надеюсь, что это понимание со временем появится и в нашем городе.

— Может, нашим банщикам не хватает связей в администрации, думе, чтобы лоббировать свои интересы?

— Не только в банном, но в любом бизнесе надо иметь связи. Но если ты занимаешься банями, знай, что всегда найдутся те, у кого есть свободные деньги, и они будут использовать все свои ресурсы и связи, чтобы отобрать то, что плохо «лежит». Будь то стадион, или баня. А в администрации Перми всегда найдутся люди, которые помогут отжать эти участки. Для них арендаторы, директора стадионов — это помеха.

В свое время ради земельных участков раскупались не только бани, но и бывшие стадионы, детские сады. Стадион «Дзержинец» (спортивный объект впоследствии был отдан под жилищное строительство, теперь владельцем участка является ООО «БТС «Траст» — прим. Properm.ru). Стадион «Энергия» вроде бы собрались восстанавливать (в прошлом году краевые власти проанонсировали строительство на месте стадиона нового дворца спорта на 10 тыс. мест, строительство еще не началось — прим. Properm.ru). Их в свое время скупали, чтобы сделать землеотвод и отдать земельный участок под жилищное строительство.

Сейчас стадионов нет, бань тоже. Вся земля в городе уходит под жилищное строительство, либо торговые центры, офисы. А помните, как было раньше? Бани считались центром города, чуть ли не самым священным местом. И власти старались любыми способами их сохранить.

Елена Лодыгина

Фото: infovoronezh.ru, "Вконтакте", 2char.ru, artfile.ru.

Подпишитесь