«Не должны школы топить дровами!» Березники готовятся к объединению с Усольем и нуждаются в педагогах

«Не должны школы топить дровами!» Березники готовятся к объединению с Усольем и нуждаются в педагогах

10 августа 2018, 08:07
На развитие сферы образования в Березниках, по данным пресс-службы администрации города, направляется практически треть бюджета муниципалитета, порядка 2 млрд рублей.

В здании управления образования администрации Березников запах, как в детском саду. Стойкое ощущение возврата в детство, вот-вот кашей начнут кормить. «У вас детский сад где-то здесь же? », — спрашиваю. Татьяна Мухатаева, начальник управления, смеется: «Просто столовая на первом этаже. Это ладно, когда вкусными запеканками пахнет, а когда колбасками с чесноком». Вижу, что разговор получится. В Березниках очень сложно с получением информации, люди, даже если хотят что-то рассказать, ужасно боятся. Боятся административного давления, потери работы или бизнеса. И найти такого человека, тем более чиновника, который и о проблемах, и о задачах говорит достаточно открыто, сложно. Так что с Татьяной Мухатаевой нам повезло.

— Татьяна Анатольевна, наш проект «Регион» выходит уже не в первый раз, мы побывали в разных территория края. Практически везде со сферой здравоохранения все немного похуже, чем со сферой образования. Это связано с тем, что здравоохранение передано на уровень субъекта РФ, а образование осталось на местном уровне?

— Безусловно, решения на местах принимать гораздо легче. Пока ты ждешь, когда наверху примут решение, проходит время, а оно имеет ценность. Здесь гораздо проще: выехал, вернулся с готовым решением. Я и родителям, и педагогам вседа говорю, что самый быстрый способ решения любой проблемы — это вот этот кабинет. Не будут местные проблемы в министерстве решать.

— Насколько сложна в Березниках структура сферы образования? Сколько школ, садов, учреждений дополнительного образования?
— Система образования довольно простая: в подчинении отдела школьного образования 21 школа, в отделе дошкольного образования — 42 сада, в отделе дополнительного образования — девять учреждений и детский лагерь «Дружба». Два года назад к управлению присоединен отдел молодежной политики.


— Как вы готовитесь к объединению с Усольем? Каковы первые впечатления?

— Мы уже встречались с руководителем управления образования Усольского района, знакомились, объехали всю территорию, посмотрели все учреждения. Впечатления, конечно, самые разные. В школе в Березовке до сих пор котельная на дровах. В 21 веке не должны школы топить дровами! Детские сады современные, хорошие, с игрушками, пособиями, дети играют в шахматы, собирают роботов.

— Скорее всего, и там, и здесь существует кадровая проблема. Каких специалистов не хватает? Как вы их ищете, привлекаете?
— Проблема достаточно острая по причине старения кадров. Средний возраст педагогов — 50, в отдельных школах 55 лет. Руководители учреждений уговаривают вышедших на пенсию педагогов остаться и работать. Несмотря на то, что рядом Пермь с педагогическим университетом, рядом Соликамск с филиалом классического университета, очень мало молодых педагогов приходят в наши школы. В среднем по статистике 10 — 12 каждый год, это мало для города Березники, и нехватка кадров ощущается.
Как мы решаем эту проблему? В этом году начинает работать муниципальная программа привлечения педагогических кадров. Восемь миллионов рублей запланировано в этом году в рамках программы для педагогов, которые приедут к нам из других территории на постоянное место жительства.

— Вы ищете молодых специалистов, выпускников?

— Нет, мы решили приглашать на работу педагогов со стажем, квалифицированных. По условиям программы на финансовую поддержку могут рассчитывать педагоги первой и высшей категории с опытом работы не менее пяти лет, может, с какими-то интересными находками. Мы предлагаем им отработать 10 лет, они получат по миллиону рублей на жилье, жилье остается в их собственности через 10 лет. Пока из восьми педагогов, которым мы могли бы предоставить средства на покупку жилья, заявился только один на участие в программе. Не идут даже на миллион.

— Как вы думаете почему?
— Наверное, отчасти потому что лето, период отпусков, ближе к осени мы попробуем еще раз заявить об этой программе, продлить сроки предоставления документов.

— За миллион можно купить квартиру в Березниках?
— Однокомнатную можно вполне, если чуть-чуть добавить, можно взять и двухкомнатную. Я думаю, это значительный вклад в семейный бюджет. Получить миллион, на 10 лет вперед быть обеспеченным работой, заниматься любимым делом — это же совсем неплохо.
— А какие специальности нужнее всего?
— Постановлением администрации Березников утвержден список наиболее дефицитных специальностей: учителя начальных классов, физики, математики, русского и английского языков, достаточно большой список. Мы приглашаем, предлагаем хорошие условия.
— Сколько всего педагогов в Березниках?
— Порядка 900.
— А необходимо?
— Еще порядка 60. Поэтому наша муниципальная программа будет продолжена и в следующем году, и через год, средства уже предусмотрены в бюджете. К тому же впереди строиельство школы в микрорайоне Любимов, на том берегу, на 1224 места. По штатному расписанию туда потребуется 100 педагогов. Мы понимаем, что часть педагогов из школ Березников переедут туда, и мы даже рассчитываем, что они начнут работать в новой школе, но тогда получается, здесь освободятся ставки, надо будет занимать эти вакантные места.
— По поводу школ, самих зданий. Насколько они современные, нуждаются ли Березники в новых школах, учатся дети в две смены?
— Самая молодая школа построена 20 лет назад, в микрорайоне Усольский, все остальные 80-х, 70-х, 60-х годов, достаточно старые школы. Мы стараемся поддерживать их в нормативном состоянии. Сейчас закончилась приемка образовательных учреждений к началу учебного года. Школы все готовы, все приняты. Последний капитальный ремонт был проведен в 2016 году в школе №4 для детей с ограниченными возможностями. Сегодня в этой школе учтены все требования детей с ограниченными возможностями и их родителей.
В Березниках в одну смену работает только семь школ, порядка 25% детей учатся во вторую смену, всего в городе 17600 школьников. Есть школы очень загруженные, свыше тысячи человек. Если говорить о государственной программе перехода на обучение в одну смену, то планы у нас достаточно грандиозные: кроме школы в микрорайоне Любимов построить еще две школы на этом берегу, для того чтобы уйти от второй смены. Если это случится, то полностью снимет остроту вопроса со второй сменой.

— В микрорайоне Любимов кроме школы какие еще образовательные учреждения будут?
— Два детских сада. Сейчас идет строительство детского сада на 240 мест, закончим строительство к концу этого года.
— А пока дети переселенцев где будут учиться и в какие сады ходить?
— Там есть два детских сада, и понимая, что со строительством процесс затягивается, мы предусмотрели наличие свободных мест в этих детских садах, и сегодня у нас есть там около 100 мест. Проблемы переселенцев с детскими садами хотя бы на первое время сможем решить. А школа там есть №22, сегодня около 700 детей в ней учатся, проектная мощность — 1200 мест, то есть она еще может принять детей.

— Сколько в Березниках школ до 9-ого класса, сколько до 11-ого?
— У нас школа №11 является новым образовательным центром (НОЦ) для учащихся 10–11 классов, это проект еще 2010 года. Многие старшеклассники Березников поступают в НОЦ, в этом году ожидается набор 180 десятиклассников.
Часть школ десятые классы не набирает. Это связано с реализацией федеральных стандартов среднего образования — мы должны старшеклассникам предоставлять более широкие возможности по выбору образовательного маршрута, образовательной программы. А когда в школе один десятый /одиннадцатый класс, это сделать практически невозможно при том минимуме часов, которые заложены в учебный план . Когда в параллели старших классов школы порядка 10 — 12 классов, это сделать проще, у ребят появляется больше профильного выбора, родители это уже понимают.
— Сколько первых классов? В Перми до «е» дошли уже.
— И у нас по пять первых классов.

— Несмотря на отток населения?
— Отток есть, но подросли малыши, которые вытащили Россию из демографической ямы. Они родились, когда государство предложило программы поддержки за второго и третьего ребенка. Сейчас они пошли в школы. И количество первых классов увеличивается ежегодно, в каждом классе по 30 детей.

— Сколько всего первоклассников в этом году набираете в Березниках?
— Больше 1800 будет.
— У вас также, как в Перми, идет отбор в элитные школы, гимназии?
— Нет, у нас все как обычно по закону, по прописке. Есть гимназия, у нее небольшой микрорайон, который прошел процедуру переселения, там мало домов осталось. Гимназия набирает детей со всего города, но все остальные заполнены и переполнены детьми по прописке.
— Длинные очереди в детские сады, в ясли?
— Нет очереди. Мы закончили процедуру комплектования детских садов на этот учебный год, получили путевки в ясли десятимесячные малыши. Очереди из трехлетних детей не стало еще в 2013 году, тогда мы провели реконструкцию трех зданий. Одно долго стояло разрушенное, в двух других зданиях были школы, их реорганизовали, здания освободили под сады. Реконструировали, купили новые игрушки, кровати. В других садах переоборудовали под группы свободные помещения. Сейчас у нас даже есть вакантные места (по одному-два) в группах старшего возраста.

— Есть ли проблема с кадрами в детских садах?
— Есть, но она не такая острая как в школах. Мы понимаем, что причина здесь — достаточно низкая, по мнению жителей, заработная плата, но статистика другая.

— А каков уровень заработной платы у учителей, воспитателей?
— 31 тыс. рублей у педагогов, 27 тыс. рублей у воспитателей.

— Выпускники уезжают? Куда поступают? Возвращаются ли?
— Часть выпускников остается, конечно, в нашем филиале ПНИПУ, получают специальности, которые востребованы на предприятиях нашего города. Большинство выпускников уезжают, учатся в Перми, в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Москве. Мы работаем с предприятиями по целевому набору, поэтому те, кто получает высшее образование по целевому набору, возвращаются.

К сожалению, нет статистики, сколько возвращаются точно, сложно отследить. Но если они остаются в больших городах, это значит, что мы хорошо отработали! Значит, социализация ребенка прошла хорошо, значит, он может найти себя, учиться, устроиться.

— Процент поступающих в высшие учебные заведения?

— Он стабилен, порядка 70%. У нас же есть еще среднеспециальные учебные заведения, политехнический колледж, строительный техникум, наборы в них есть и не уменьшаются.
— По поводу дополнительного образования в Березниках. Я очень много наслышана, что оно здесь на очень хорошем уровне, расскажите, за счет чего?
— Просто в тот период, когда жить было очень тяжело и трудно, город не сокращал финансирование дополнительного образования, сохранил учреждения. Конечно мы провели реорганизацию (точнее сказать укрупнили юридические лица), но учреждения дополнительного образования у нас есть во всех микрорайонах, несмотря на то, что город можно пешком пройти. Также дополнительное образование широко представлено в школах. У нас не дети идут к педагогу, а педагог идёт к детям. Во второй половине дня в школах лепят, вышивают, играют в теннис и волейбол, занимаются самбо. Детям не надо даже идти никуда.

— Так вот в чем секрет? Педагоги допобразования сами приходят в школы.
— Наверное. Исключение составляют занятия, где требуется оборудование, инструменты, приспособленные помещения. Например, нужен хореографический класс — тогда во Дворец творчества. Если картинги, мотокросс, ракето-, самолето-, судостроение — в центр технического творчества. Вязать узлы и заниматься альпинизмом — на станцию активных туристов. Вороны, жуки и змеи — на станцию юных натуралистов.

Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
и.о. директора станции юных натуралистов Елена Воробьева с одним из питомцев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев

— У вас не было системы сертификатов?

— Попробовали её в качестве эксперимента в закончившемся учебном году 2017- 2018. Выдали сертификаты детям со второго по девятый классы. Сертификат был рассчитан на две образовательные услуги, в нем был указан полный список учреждений дополнительного образования для выбора учащихся и несколько отрывных талонов. Талон рассчитан на квартал. При этом мы не ограничили ребят в выборе других форм деятельности.

Для нас это была возможность посчитать, сколько, действительно, детей вовлечено в дополнительное образование, не сидят ли педагоги без дела. Родители и дети узнали, что у них, оказывается, очень много возможностей. 85% детей охвачены услугами дополнительного образования на сегодняшний день.
— Сколько педагогов дополнительного образования? Не сокращается их количество?
— И не растет, и не сокращается, порядка 200.
— Как организован летний отдых детей? Есть сертификаты?
— В каждой школе и учреждениях дополнительного образования площадки работали по два летних месяца, но есть и те, которые работают все лето. Есть лагеря досуга и отдыха для старших детей. Лагерь «Дружба» принимает 900 детей за лето, туристы вывозят на сплавы и в походы порядка 500 детей за лето. Порядка 4 тыс. детей посетят дневные лагеря, «площадки» школ. Детей из многодетных и малоимущих семей отправляем за счет средств края в лагеря Пермского края.

— Вопрос, который невозможно не задать в связи с нападениями школьников на школьников. Как осуществляется охрана школ?

— Случай в Перми нас действительно напугал. У нас во всех школах и до этого была организована охрана, но за счет родителей. С 2018 года во всех школах организована охрана за счет средств бюджета. Два года назад во всех учреждениях были установлены турникеты. У ребенка карточка, у педагога карточка, в школе, где учатся дети с ограниченными возможностями, пропуск в школу по отпечатку пальца. Видеонаблюдение установлено также во всех заведениях.
Психологи, кстати, есть во всех школах.
— Насколько актуальна для Березников проблема детской и подростковой преступности?
— Последние два-три года отмечаем снижение преступности. Понятно, что все равно актуально, не будет такого года, чтобы не было какого-то правонарушения со стороны ребят, к сожалению. Среди особо проблемных моментов — преступления, которые совершаются в группах. Нам очень помогает в этих вопросах муниципальная служба примирения, создана на базе центра развития сопровождения образования. Такие службы есть в каждом учреждении. Мы обучаем педагогов и, что немаловажно, школьников, волонтеров.

— Преступность в отношении детей и опять же случай с девочкой из Краснокамска, которую мать заморила голодом. Что делается для профилактики преступлений в отношении детей?

— В дневнике у каждого, на видном месте, в каждом образовательном учреждении, на сайтах есть телефоны горячих линий, номера телефонов психологов тоже есть.
— Каким образом осуществляется работа с родителями? Есть какие-то родительские активы, инициативные группы?
— На уровне города таких групп нет, но наши школы активно работают с академией родительского образования (Пермь). Очень активно в этом направлении работает вечерняя сменная школа, туда попадают ребята, у которых не сложилось в обычной школе. И школа правильного родительства в вечерней школе есть.
— Последний вопрос, связанный с объединением с Усолья. С чего начали, тем и закончим. Я правильно понимаю, что будет какая-то оптимизация?
— Процесс оптимизации в Усольском районе уже прошел, у них в ряде поселков школа плюс детский сад, уже объединились. Школы Усолья уже осуществляют подвоз детей из ближайших деревень, в принципе, система налажена, поэтому каких-то глобальных перемен в этом году не будет. Мы должны вникнуть в процесс каждого учреждения, посмотреть, просчитать, рубить с плеча не будем.

#Спецпроекты #Мнения #Регион #Интервью #Образование #Березники #Усолье
Подпишитесь