Posted 20 августа 2018, 03:00
Published 20 августа 2018, 03:00
Modified 1 марта 2023, 13:32
Updated 1 марта 2023, 13:32
В состав МП могут войти жители Пермского края в возрасте от 18 до 35 лет. Назначают молодых парламентариев действующие депутаты ЗС и политические партии, представленные в региональном парламенте. Всего их 60 человек, по аналогии с количеством депутатов Законодательного собрания Пермского края. Но в отличие от «взрослых» депутатов, срок полномочий которых составляет шесть лет, «молодые» заседают только два года. Также у МП как и у Заксобрания есть свой председатель. Текущий созыв возглавляет Артем Дашковский.
Содержится молодежный парламент на бюджетные деньги. Средства на обеспечение его деятельности планируются отдельной строкой в смете расходов на содержание Законодательного собрания. В 2019 году на содержание МП запланировано 5,12 млн рублей. Из них 1,79 млн рублей потратят на «информировационное освещение деятельности в СМИ» и 2,45 млн рублей на «организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие молодежного парламентаризма».
Согласно информации на официальном сайте, главные задачи молодежного парламента это:
Однако, судя по отчетам, которые члены МП публикуют каждый год, их деятельность сводится к организации форумов, круглых столов, проведению конкурсов рисунков, спортивных соревнований и образовательных игр для активной молодежи (как в детском лагере). По крайней мере, такое впечатление создается после прочтения отчета молодежного парламента за 2017 год. Согласно документу, с 2009 года молодые парламентарии направили в Заксобрание только 25 законопроектов. Стал ли хоть один из них настоящим законом не сообщается.
По мнению доктора экономических наук и бывшего министра региональной и национальной политики РФ Евгения Сапиро, создание при органе законодательной власти структуры, которая бы представляла интересы молодежи — хорошая идея, но исполнена она на «троечку». Эксперт считает, что юные парламентарии должны быть самыми активными и продвинутыми представителями молодежи: политиками, общественниками, бизнесменами, деятелями науки и культуры, спортсменами. Однако на практике картина совершенно другая.
Также Сапиро обращает внимание на «эпидемию династий», когда в законодательных органах власти все чаще появляются знакомые фамилии. «Талантливые дети наследуют тяжкую участь «слуги народа» от гениальных родителей», — отмечает доктор наук.
Например, в разные годы в составе молодежного парламента были:
По мнению Евгения Сапиро, при таком представительстве молодёжный парламент больше копирует «взрослый», чем отражает и защищает интересы своей «прослойки», а часть его членов попутно поступает вне конкурса в «академию управления», обеспечивая себе задел политической карьеры.
В том, что молодежный парламент — это «трамплин» для тех, кто хочет построить свою карьеру в политике, согласна и бывшая «молодежь» и «взрослые» депутаты.
При этом депутат отмечает, что МП «уже не похож на большую песочницу». По его словам, в молодежном парламенте проходят оживленные дискуссии и прения, а его члены учатся выслушивать чужую позицию и убеждать оппонентов. Но несмотря на это Постников считает, что в нынешнем виде молодежный парламент не может достойно представлять интересы молодежи из-за отстутствия права субъекта законодательной инициативы. «Пока старшие коллеги им не разрешат заносить законодательные инициативы — все это будет похоже на игры в парламентаризм», — сказал депутат.
О том, что молодежному парламенту нужно предоставить право законодательной инициативы говорит и депутат ЗС Александр Григоренко (член молодежного парламента Пермского края второго созыва). «Это позволит ему активизировать свою законотворческую функцию. Мне кажется, молодежный парламент дозрел до этого», — считает Григоренко. Также он называет молодежный парламент «кадровым лифтом».
Кстати, о получении права законодательной инициативы молодые парламентарии задумывались и сами. О том, что следующему созывы нужно проработать этот вопрос, пишет в своем отчете «молодежка» третьего созыва, почти половина которой (26 человек) продолжает заседать в МП.
Успех своей карьеры с молодежным парламентов связывает замруководителя исполкомпа «Единой России» в Пермском крае Станислав Швецов (член молодежного парламента с 2009 по 2017 год).
«Могу с уверенностью сказать — молодежный парламент это школа «политической жизни». За восьмилетний период я многому научился как в профессиональном плане, так и в личностном. Ежедневный труд рука об руку с депутатами Законодательного собрания — уникальная возможность для начинающих политиков. Трудно сказать, как пошла бы моя жизнь, не попади я в парламент», — говорит Швецов.
О том, что молодежный парламент стал «кадровым резервом» для пермской политики говорит и политконсультант Людмила Ознобишина. Однако, на счет законодательной инициативы, ее точка зрения не совпадает с депутатами ЗС. По ее мнению, дела с законотворческой деятельностью у МП обстоят хуже, чем с выполнением представительских функций — участием в круглых столах и форумах.
Более скептичной точки зрения о деятельности молодежного парламента придерживается депутат Заксобрания Илья Шулькин. По его словам, отсутствие выборов (молодых парламентариев выдвигают депутаты ЗС и политические партии) делает МП малоэффективным, поскольку его члены ни за что ни перед кем не отвечают, а последствий от их бездействия нет.
Также он отмечает, что пользу от деятельности МП получают и «взрослые» депутаты, которые могут с его помощью усилить свои позиции. «Это возможность дать дополнительный карьерный рост своим сотрудникам, знакомым, родственникам, друзьям и детям друзей. В дальнейшем это можно использовать для усиления собственных конкурентных позиций», — считает Шулькин.
По мнению координатора движения «Голос» в Перми Виталия Ковина, в условиях нынешней политической модели молодежный парламент не может нормально функционировать и просто имитирует деятельность.
«Смысл молодёжного парламентаризма — это лучший учёт интересов молодёжи при формировании новых правил и распределении средств бюджета. Плюс решение кадровых задач для политики. Но, если публичной политики почти нет, а выработка правил и раздел бюджета полностью монополизированы действующей властью, то для таких социально-консультативных органов просто не остаётся пространства для деятельности. Лишь формальное наличие: «Смотрите, у нас тоже есть», — считает политолог.