Posted 29 октября 2018, 02:30

Published 29 октября 2018, 02:30

Modified 2 марта 2023, 15:42

Updated 2 марта 2023, 15:42

Эволюция Перми. «Речной дозор»: от мифического перевозчика до порта Лёвшино

29 октября 2018, 02:30
В городе, значительная часть истории которого связана с рекой, придумали своё море – Камское. И если это название, под которым обычно понимают водохранилище, существует только в обиходе, то самый портовый район Перми заслужил свою репутацию по праву.

Значительная часть истории микрорайона Лёвшино связана с соседними Кислотными дачами, однако легенда о происхождении названия поселка напоминает о другой территории — Голованово. Если в первом случае происхождение топонима связано с мельником Голованом, то во втором упоминается однорукий лодочник. Какой именно руки, согласно этой легенде, не было у перевозчика, догадаться несложно.

Если не брать в расчет совсем «дремучие» времена, история Лёвшино в 19–20 веках неплохо изучена несколькими поколениями краеведов. Учитывая, что самые древние документы в Государственном архиве Пермского края датируются 17 веком, к более ранним сведениям априори стоит относиться критически.

Вот, например, что писал в 1970 году по этому поводу в газете «Вечерняя Пермь» Александр Шарц (Шарцев): «Впервые стало известно о левшинском перевозе во второй половине 16 века и при довольно странных обстоятельствах. В 1592 году на площади был публично наказан колокол, в который звонили после убийства царевича Дмитрия. Колокол […] приговорили сослать в Тобольск. Позднее осенью 1592 года на берег Чусовой при впадении ее в Каму у одиночного домика левши-перевозчика выгрузили ссыльный колокол. Дальше до Тобольска его повезли сухопутно, потому что реки покрылись льдом».

Далее в статье приводятся следующие сведения: «В 1702 году у поселения из трех домиков остановился первый в истории уральской промышленности караван с железом, пушками, мортирами и воинским снаряжением, изготовленным на Каменском заводе».

По сведениям Шарца, ежегодно в течение двухсот лет караваны останавливались у Лёвшино, где сплавщики получали расчет, крепили снасти и запасались провизией. Так постепенно у левшинского перевоза возник крупный по меркам того времени населенный пункт.

Здесь, правда, стоит оговориться, что критическое восприятие творческого наследия Шарца в пермской краеведческой среде возобладало уже давно.

С запуском в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги в 15 верстах от Перми была открыта станция Лёвшино. Современники отмечали, что здешняя пристань играла важную роль во всем камском грузообороте как перевалочный пункт для сибирских и российских грузов, передаваемых с воды на железную дорогу и обратно. В начале 20 века главными перегрузочными товарами здесь были нефть, керосин, металлы и хлеб.

Следующий период в истории Лёвшино, развитие которого и дальше было связано с речными перевозками, продолжался до 1940 года. События двух революций и октябрьского переворота затронули эту местность не так сильно, как можно было ожидать, учитывая местную специфику. В краевом архиве хранятся воспоминания работников частных пароходных компаний, в которых рассказывается о невыносимой жизни лёвшинских матросов и грузчиков во времена господства частного капитала. Любимовы, Каменские и Мешков предстают в этих очерках как баснословно богатые предприниматели, «выжимавшие все соки из трудовых людей».

По воспоминаниям работника пристани Истомина, в начале 20 века к открытию навигации население Лёвшино увеличивалось на 2 тыс. человек. Люди приезжали сюда со всей страны на сезонный труд, причем среди работяг попадались обанкротившиеся купцы и мелкие заводчики. «Приток грузов по тем временам был огромен, — вспоминал Истомин, — Каждое лето на причалах пристани перерабатывалось в общей сложности не менее 5–6 млн пудов различного груза. Выгрузка и погрузка велись вручную, при помощи тачки, лопаты, лома и спинной подушки».

На всю армию грузчиков работала одна столовая и одна ночлежка, но условия там были такие, что многие «сезонники» предпочитали ночевать прямо на берегу под лодками. А чуть ли не единственной отдушиной для местных жителей был цирк, приезжавший сюда на летние гастроли.

Советская история Лёвшино, пожалуй, не столь романтична. В 1929 году был образован Левшинский горрайком партии. В 1936 году, после поездки по Уралу наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, Пермский обком попросил у «старших товарищей» дать Левшинскому партийному району название «Орджоникидзевский», что и было сделано.

В 1930-е годы «Камгэсстрой» впервые объединил два берега Камы единым хозяйственным руководством. Многочисленные поселки, разбросанные вдоль Соликамского тракта и железной дороги, постепенно сливались в одно поселение. До 1937 года южная граница Лёвшинского поселкового совета проходила по небольшой реке Резвянке, почти примыкая к территории будущего микрорайона Кислотные дачи.

Центростремительные тенденции привели к тому, что в 1940 году рабочий посёлок Лёвшино окончательно вошел состав Перми, на тот момент уже переименованной в честь Вячеслава Молотова. Тогда же указом Президиума Верховного Совета РСФСР в городе появился Орджоникидзевский район, население которого составило около 25 тыс. человек. С 1947 года пристань (которая с момента образования района перешла в ведение Камского речного пароходства) стали именовать не иначе как «Порт Лёвшино».

Новый этап в жизни Лёвшино продолжался всего 14 лет — до 1954 года. Устройство камской плотины подняло уровень воды в Каме и Чусовой, что привело к затоплению низкого лёвшинского берега. Как пишет краевед Виктор Семянников, к моменту затопления, в район которого попали более 150 домов, на новые места переносятся все административно-хозяйственные постройки — пристань, железнодорожный вокзал, пристанционная ветка со всеми путевыми строениями, в также участок железной дороги между станциями Кислотный и Лёвшино.

Воды Камского водохранилища поглотили улицы старого Лёвшино, дома и строения деревни Усть-Чусовой и ряда местных предприятий. Накануне планируемого затопления люди массово разбирали свои дома, срубали деревья, сжигая их тут же в кострах. В специальном выпуске журнала «Ретроспектива», вышедшем к 70-летию основания Орджоникидзевского района в 2010 году, приводятся воспоминания очевидцев, которые сравнивали происходившее в 1954 году в поселке с войной.

Во второй половине 1950-х в Новом Лёвшино ведется массовое строительство. Продолжается подъем «Камского речного пароходства», получившего в конце 1950-х годов из Чехословакии два дизель-электрохода, названных «А.С. Грибоедов» и «Композитор Скрябин».

1960-е стали временем расцвета речной навигации на Каме, что благотворно сказалось и на развитии Лёвшино. В 1965 году было принято решение о строительстве нового речного вокзала на 100 человек. Проект приняли, хотя многие эксперты считали, что вокзал будет слишком мал для быстро развивавшегося поселка.

В Новом Лёвшино появились улицы Семипалатинская (с 1981 года — улица Адмирала Старикова), Социалистическая, Томская. Первые дома представляли собой строения барачного типа, как правило, одно- или двухэтажные. В 1950-е — 1960-е в поселке работала школа № 8 на улице Ереванская. В 1970 году ее присоединили к новой школе № 79.

С 1964 года в Перми было запрещено строить индивидуальные дома приусадебного типа и капитальные дома малой этажности. Главный архитектор города Геннадий Игошин планировал органично «вписать» береговой силуэт Лёвшино в архитектуру города. Планировалось, что к концу века во всем городе не останется ни одного деревянного дома.

В 1960-е — 1970-е застройка Лёвшино проходила по проекту архитектора Ирины Плотниковой. Серьезные коррективы в облик микрорайона внесли годы перестройки и постсоветское время. В отличие от других отдаленных микрорайонов Перми, частично сохранивших застройку 50–60-х годов, в Лёвшино воспоминания об облике поселка в середине 20 века почти стёрты, а то, как выглядела эта территория до затопления 1954 года, можно увидеть только на фотографиях музея Орджоникидзевского района. В краевом архиве снимков жилой части старого Лёвшино просто нет.

Что касается Камского речного пароходства, бывшего одним из самых крупных в стране в советский период, после распада СССР оно было акционировано и в 1996 году на его базе создали ООО «Камская судоходная компания». В «нулевые» весь грузовой флот класса река-море был передан компаниям, образованным на базе пароходства и переведён под зарубежные флаги. Часть пассажирских туристических круизных теплоходов также была переоформлена на дочерние компании. Однако Лёвшино до сих пор несет на себе отпечаток «портовой романтики», сложившейся еще в 80-х годах 19 века.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края

Александр Глушков для Properm.ru

Подпишитесь