Posted 10 декабря 2018, 03:01
Published 10 декабря 2018, 03:01
Modified 2 марта 2023, 14:45
Updated 2 марта 2023, 14:45
Самый большой кванториум в Приволжском федеральном округе, по словам директора Павла Кренделя, пермский. В реконструкцию здания (принадлежит частично «Пермской научно-производственной приборостроительной компании» (ПНППК), частично муниципалитету) примерно 60 млн рублей вложила ПНППК. Оборудование закупалось на федеральные и частично на краевые бюджетные средства (всего примерно 80 млн рублей).
Текущие затраты (примерно 40 млн рублей в год на работу учреждения, на зарплаты преподавателей) будут поступать в кванториум в виде краевой субсидии. Через три года руководство учреждения планирует и самостоятельно зарабатывать, и продлить бюджетные субсидии.
— Павел Ильич, расскажите немного подробнее о проекте.
— Проект федеральный, реализуется при поддержке министерства просвещения РФ. Стартовал проект по инициативе «Агентства стратегических инициатив» (АСИ). Есть определенные технологические цели, которые Россия должна достигнуть к 2035 году: это и беспилотный транспорт, и реализация проектов, связанных с увеличением продолжительности жизни, со здоровьем, с инфраструктурой. В связи с этими целями появились кванториумы, как новая форма дополнительного образования для детей по определенным направлениям, «квантумам», которых в пермском детском технопарке десять.
— Пока всё бесплатно?
— Пока все дети, которых мы набрали, это дети старше 12 лет, занимаются бесплатно, за счет краевой субсидии. План — 800 детей в год, возможно, будет увеличен до 1 тыс. детей в год, мощности центра позволяют. Также мы уже получаем запросы от родителей по поводу обучения маленьких детей, младше 12 лет, даже младше 5 лет. На некоторых направлениях мы будем открывать группы для детей младше 12 лет на коммерческой основе.
— Когда это планируется?
— В ближайшее время, декабрь-январь.
— Какие квантумы есть, чем дети занимаются?
— Вот, например, наноквантум и биоквантум. Биоквантум — это всё, что касается живой природы. Среди оборудования есть микроскопы, в которые можно рассматривать различные живые объекты, даже самые мелкие. Вся работа в квантумах проектная. Так, один из проектов, которые сейчас готовят три группы, это проект озеленения нашего здания. Абсолютно вся информация, все знания, которые мы дадим, могут быть применены на практике, и получат свое выражение в реализации какого-то проекта. Дети не просто будут лекторов слушать, у них будет цель — что-то сделать, реальное, настоящее. Для этого привлекаем партнёров: предприятия благоустройства, городского хозяйства, промышленные предприятия.
Наноквантум — новые материалы, их свойства. Популярное направление. Следующее направление – IT Квантум. Программирование, интернет вещей. Например, специальное устройство, собирающее данные с датчиков, замеряющих температуру, устанавленых в разных точках города, . Дети будут. Потом к этому устройству можно подключать какие-то другие датчики, которые определят показатели радиации, загазованности. Это практическое применение тех знаний, которые дети получают на занятиях. Следующие направления: космоквантум, аэроквантум, робоквантум.
Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) — здесь есть очки и шлемы виртуальной реальности. Дети создают виртуальные модели, которые можно потом показывать на различных устройствах (телефонах, планшетах).
Кстати, в аэроквантуме используются квадрокоптеры с различным навесным оборудованием (камеры, которые производят аэрофотосъёмку). Дети смогут, например, разрабатывать программы, которые могут с помощью данных съемок оценить лесной массив. На космоквантуме есть, во-первых, конструкторы для сборки миниспутников, во-вторых, программное обеспечение, чтобы отслеживать движение космических тел с помощью специальной антенны
Энерджиквантум — здесь всё посвящено альтернативным источникам энергии, это солнечная энергия, энергия ветров, приливов и отливов, водородная энергия. Тут достаточно интересное оборудование, по каждой теме есть специальные наборы. Например, машина на водородном двигателе. Очень интересно проходят соревнования водородных машин, какая дольше проедет. Одной зарядки хватает до 5 часов.
На первом этаже будет квантум «Фотоника» - это уникальное направление, которого нет в других кванториумах. Это сфера научных интересов ПНППК. Программу разрабатываем совместно со специалистами компании. Кластер Фотоника объединяет промышленные предприятия — это не только Пермь, а еще и Екатеринбург, и Удмуртия.
— Как устроена система обучения?
— В каждом квантуме даём базовый курс, 72 часа, примерно четыре месяца. По итогам этого базового курса дети делятся на проектные группы, подготавливают проекты. Мы отбираем лучших, например, набрали 800, на проектную работу оставили 400 — тех, кто показал большую заинтересованность. Они объединяются в межквантовые группы и по собственному графику работают над какими-то более глубокими проектами, на которые уже есть конкретный заказчик. Итогом деятельности является защита проекта с участием этого заказчика и представителей предприятий, которые дают экспертную, профессиональную оценку: получилось — не получилось. Таким образом, Кванториум будет привлекать средства не только за счет платных занятий, но и за счет реализации коммерчески успешных проектов.
— Откуда команда Кванториума? Откуда преподаватели?
— Нас 40 человек. Педагоги прошли многоступенчатый отбор: сначала мы набирали, потом Москва согласовывала, потом все ездили обучались в Москву. У нас есть два кандидата наук, бывшие учителя школ, работники промышленных предприятий (они чаще совместители). Обучение педагогов будет ежегодным, они будут посещать кванториумы в других регионах, делиться опытом и перенимать его.
— Они у вас являются педагогами дополнительного образования?
— Да.
— Но это же совсем небольшие деньги?
— Те, кто работает на предприятии, они, конечно, работают не из-за денег. А у тех, кто на постоянной основе зарплата должна быть выше средней по отрасли в регионе, это один из 40 показателей эффективности работы кванториума. Мы с ним справляемся.
— Образование везде на муниципалитетах, вы на краевом обеспечении, но муниципалитет помогает чем-то?
— У нас есть соглашение с уникальными школами, их сейчас восемь (по городскому проекту «Уникальные школы» образовательные учреждения получают повышенное финансирование — прим. Properm.ru). У этих школ есть муниципальное задание, за которым стоит определенное финансирование. Часть этого муниципального задания вместе с финансированием школы переносят в Кванториум, они заинтересованы в том, чтобы дети занимались на хорошем оборудовании с нашими специалистами. Например, школа «Синтез» (Индустриальный район) отдает нам учеников на био- и наноквантумы.
— Как осуществляется набор детей?
— Любой ребёнок может заполнить анкету на сайте, одним из заданий анкеты является творческое задание — сделать презентацию, там шесть слайдов — найти какую-то проблему и технически её решить. Мы набираем по этим анкетам, в зависимости от популярности направления, в зависимости от возможностей ребёнка, от того, в какую смену он занимается. Раз в 4–5 месяцев мы объявляем новый набор.
— Сколько раз по четыре месяца можно к вам приходить?
— Базовый курс по одному квантуму ребенок может пройти бесплатно один раз в год. А дальше — или его берут на проектную работу, если ему интересно, или может заниматься платно на других квантумах.
— Когда проходят занятия?
— Мы учреждение дополнительного образования, поэтому есть занятия с утра для тех, кто в школе учится во вторую смену, есть занятия вечером для тех, кто в школе учится в первую смену. Группы максимум по 15 человек.
— Тут везде вход по карточкам? У детей нет карточек?
— Вход и выход только с педагогом, у которого есть карточка и на этаж, и в аудитории. Педагог встречает детей на первом этаже. Если ребёнок во время занятий вышел в туалет, то обратно можно не стучать, стены везде стеклянные, всех видно.
— Какое оборудование есть?
— В разных квантумах по-разному. Есть дорогие и функциональные микроскопы, разные печки, центрифуги, больше 200 позиций в каждом квантуме. Есть датчики, системы администрирования, хабы, уникальные конструкторы.
Есть различные станки, например, лазерный режет любые листовые материалы (пластик, фанера, картон), есть фрезерные станки, которые обрабатывают древесину и металл, есть большие плоттеры, разные 3D-принтеры, сверлильные станки и ручной инструмент (дрели, шлейф-машины, болгарки). Такого оборудования в школах нет, это наше огромное преимущество.
Очень много, помимо оборудования, комплектующих. Для принтера нужен пластик, потому что без него он бесполезно будет стоять. И у нас в следующем году заложена в бюджет покупка различных материалов. Оборудование не должно простаивать, иначе смысла в нем нет. Есть в некоторых школах такое: купили оборудование, и вот оно стоит, пользоваться им не умеют, расходных материалов нет или жалеют.
— Что можно ребёнку объяснить за 4 месяца, рассказать, показать, при условии, что потрачено всего 4 часа в неделю?
— Он получает знания, которые не получает в школе. Если в школе дают математику, то здесь показываем, как математика применяется в космическом пространстве. Он получает, конечно, не стопроцентную профориентацию, но хорошую подготовку к выбору профессии. Мы учреждение дополнительного образования, и главное — пробудить интерес.
— Ученики ведь не только из Перми, но и из края?
— Да, к нам приезжают группы со всего края, по выходным сейчас приезжают дети из четырех муниципалитетов, получают такой же базовый курс, как и пермские. Пока целевые показатели такие: 800 детей получат базовый курс за год, 400 останутся на проектную деятельность, 3,5 тыс. детей примут участие в различных мероприятиях.