Posted 11 декабря 2018, 02:51
Published 11 декабря 2018, 02:51
Modified 24 декабря, 18:41
Updated 24 декабря, 18:41
«Если показатель смертности продолжит расти, мы достигнем уровня 2005 года, когда в регионе умирали почти 49,5 тыс. человек, а естественная убыль населения составляла 19 тыс. 427 человек. А это значит, что все усилия по снижению смертности пропадут даром. Сейчас президент озвучил новую задачу — увеличить продолжительность жизни в стране до 80 лет в связи с повышением пенсионного возраста. В нынешних условиях она трудновыполнима», — рассказывает на условиях анонимности один из врачей.
Пермский край по смертности в Приволжском федеральном округе находится на пятом месте (из 14 регионов). В лидерах, по данным Росстата за шесть месяцев этого года, оказались Башкирия, Татарстан, Самарская и Нижегородская области.
Где чаще всего умирали жители Прикамья
Если анализировать смертность в отдельно взятых территориях Пермского края, то получится, что рост смертности произошел в 32 муниципалитетах из 49. Наибольший — в Уинском (на 30,7%) и Усольском (на 24,6%) районах. Хотя именно в этих двух территориях за девять месяцев прошлого года произошло наибольшее снижение смертности: на 30,9 и 36% соответственно.
В пять раз выросла смертность в Усольском районе от болезней органов дыхания, от острых нарушений мозгового кровообращения — на 62,5%, от болезней органов пищеварения — на 44,4%, от инфаркта на 50%, от болезней системы кровообращения — на 31,8%, от рака — 21,7%. В Уинском районе в четыре раза выросла смертность от инфарктов, в три раза — от заболеваний органов пищеварения, на 15,5% — от болезней системы кровообращения и в два раза — от неточных диагнозов.
По словам нашего эксперта, увеличение смертности от неточных диагнозов (рост зафиксирован в 27 территориях, наибольший произошел в Александровске — в пять раз) может быть связан с «формальным выполнением» поручения президента России Владимира Путина по снижению показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, туберкулеза и ДТП к 2018 году. Чтобы «улучшить» статистику, часть ее переводят в другую категорию болезней — например, неточных диагнозов.
«По всей стране отмечается рост онкологических заболеваний, в ряде случаев можно говорить об эпидемии онкологии, — считает другой эксперт. — Зачастую врачи вынуждены диагностировать уже третью и четвертую (запущенные) стадии заболевания, так как в Пермском крае наблюдается дефицит врачей-онкологов и недостаточно высокотехнологичного оборудования в лечебных учреждениях первого и второго уровней. Также на раннюю диагностику влияет поздняя обращаемость и культура отношения к своему здоровью самого населения. Кроме того, негативно на здоровье отражаются нынешние медицинские реформы».
В пятерку самых умирающих территорий Пермского края попали Гремячинск, Кизел, Юсьвинский, Косинский, Кишертский и Юрлинский районы.
Стоит заметить, что топ лидеров за год не сильно изменился. В 2017 году в лидерах были те же Гремячинск, Кизел, Юсьвинский и Юрлинский районы. Новички — Косинский и Кишертский районы. В Косинском выросла смертность от неточно обозначенных состояний, болезней органов пищеварения и острых нарушений мозгового кровообращения. В Кишертском районе — в 2,7 раза выросла смертность от болезней органов пищеварения, на 77,5% — от онкологии.
Территории с самой высокой смертностью
Территория | Показатель смертности от всех причин (на 100 тыс. населения) | Рост/снижение (%) |
---|---|---|
Гремячинск | 28,5 | +8,4 |
Кизел | 23 | -6,4 |
Юсьвинский район | 20,2 | +5,6 |
Косинский район | 19,4 | +11 |
Кишертский и Юрлинский районы | 18,7 (одинаковый у обоих районов) | +11,7; +2,6 |
Самый высокий показатель по смертности по итогам девяти месяцев 2018 года показал Гремячинск и Гремячинский район — 28,5. Этот город лидирует не только в рейтинге территорий, где выросла смертность от всех причин, но и в рейтинге умирающих от онкозаболеваний (429,6 человек на 100 тыс. населения). Смертность от онкологии в Гремячинске увеличилась на 44,8%.
Более чем в четыре раза выросла смертность в этом муниципалитете и от инфарктов — в прошлом году ее удалось снизить в два раза. Также эта территория — лидер по числу умирающих от ишемической болезни сердца (797,8), болезней органов дыхания (122,7 — рост на 3,4%) и пищеварения (220,9 — рост на 3,4%). Большой рост произошел в Гремячинске и по случаям смерти с неточным диагнозом (93,9%).
Все эти показатели в этом году выросли, тогда как в прошлом году снижались: острым нарушениям мозгового кровообращения (на 7,5%), неточным диагнозам (24,6%), болезням органов пищеварения (41,8). Большой рост произошел в Гремячинске и по случаям смерти с неточным диагнозом (+93,9%).
Сегодня в Гремячинске наблюдается низкий показатель обеспеченности койками населения — 31,8 на 10 тыс. населения. Для сравнения, в соседней Губахе он составляет 87.
Небольшой в Гремячинске и показатель обеспеченности врачами — 16,8 на 10 тыс. населения. Здесь, в основном, работают терапевты (5,6), педиатры (12,8), хирурги (1,8), отоларингологи (0,9) и врачи клинических специальностей (10,6).
В территории нет акушеров-гинекологов, офтальмологов и неврологов. Всего работают 19 врачей. Почти половина из них — это врачи высшей категории. 94,7% врачей имеют необходимые сертификаты. Уровень обеспеченности средним медперсоналом составил 53,9 (в 2016 году он составлял 65,3).
В этом году в Кизеле в шесть раз выросла смертность от туберкулеза. На 13,9% — от онкозаболеваний, на 14,8% — от цереброваскулярных болезней, на 4,4% — от острых нарушений мозгового кровообращения.
Жители Кизела не раз жаловались в соцсетях на отсутствие доступной медицинской помощи. Так, 92-летняя жительница Кизела с опухолью не могла получить направление на госпитализацию в больницу. После публикаций в СМИ ее привезли в Пермь, где она вскоре умерла, так и не дождавшись операции. Вслед за ней на отсутствие медпомощи пожаловалась еще одна жительница с трофическими язвами на ногах. Женщина сообщила журналистам, что врачи отказали ей в госпитализации. После этого ее отправили на лечение в Пермь.
Судя по данным медицинского информационно-аналитического центра, «хирургическая активность» (показатель проведенных хирургических операций) в Кизеле в прошлом году снизилась вдвое: с 65,5 до 37,4. На фоне этого в городе достаточно высокой остается послеоперационная летальность — 2,92% умирающих. Кизел — лидер по внутрибольничной летальности — 4,7% (из 2 тыс. 469 поступивших умерли 116 человек за 2017 год).
А показатель обеспеченности врачами здесь еще ниже, чем в Гремячинске — 16,6.
В Юсьвинском районе в этом году росла смертность от острых нарушений мозгового кровообращения (на 79,1%), от болезней органов пищеварения (в два раза), от неточных диагнозов (в 3,7 раза).
И если первые два лидера ТОП-5 — Гремячинск и Кизел — хронически страдают от нехватки врачей, в Юсьвинском районе этих проблем нет. Зато в муниципалитете серьезная проблема с нехваткой коек — их всего 52 на 10 тыс. населения. Обеспеченность койками в дневных стационарах тоже небольшая — 30 штук.
Косинский район в этом году впервые выбился в лидеры по смертности населения — показатель составил 19,4. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общая смертность выросла на 14%. В 2,7 раза выросла смертность от болезней органов пищеварения (в прошлом году этот показатель снизился в два раза), в два раза — от пневмонии, в 2,2 раза — от острых нарушений мозгового кровообращения, на 71,2% — от инфаркта, на 74,6% от болезней системы кровообращения, на 12% — от онкологии.
В этом районе чаще всего жители умирают от онкологических заболеваний (255,9), болезней органов кровообращения (1087,7), инфаркта (106,6), цереброваскулярных болезней (575,8), ишемической болезни (319,9) и пневмонии (42,7). Из-за увеличения смертности по этим пяти показателям Косинский район и оказался в ТОП-5 «самых умирающих» территорий.
Сразу два района Прикамья оказались на одной строчке нашего рейтинга в связи с тем, что у них одинаковые показатели по смертности — 18,7.
Кишертский район в этом году впервые оказался в лидерах Прикамья по смертности. С начала года здесь в 2,7 раза выросла смертность от болезней органов пищеварения и на 77,5% — от онкологии. По числу умирающих от рака Кишертский район на сегодняшний день занимает третье место в регионе. На 11,7 тыс. населения приходится 28 врачей. В местной больнице насчитывается 28 круглосуточных коек (процент обеспеченности составил 23,8) и шесть дневных.
Не хватает району и машин скорой помощи. С 1 ноября в Кишертском районе осталась одна бригада скорой помощи. В ноябре жители района в соцсетях начали жаловаться на отказ скорой ехать в район, либо слишком долгий доезд врачей, а жители поселка Кордон начали сбор подписей против сегодняшних изменений.
«Мы не просим отменить приказ Минздрава России. Мы хотим, чтобы на 12 000 жителей выделили хотя бы 2 (две) выездные бригады СМП, одна из которых должна успевать приехать до пациента хотя бы за 30 минут! Обещают помощь из Кунгура в виде дополнительной выездной бригады СМП , ха ха ха… Некая дополнительная (предполагаю, что лишь на бумаге и для отчета в Минздрав) выездная бригада СМП из Кунгура, явно не успеет уложиться в норматив — 20 минут при экстренном вызове! Не успеют, считай ты труп или твой ребёнок…и т.д. Извиняюсь за правду жизни. Кто желает «плыть по течению», удачи…а я не хочу. Многие не хотят. Обращаюсь к жителям других населенных пунктов! Действуйте!!!» — пишут жители в группе в «Вконтакте» «Мой Кишертский район».
Юрлинский район оказался в ТОП-5 муниципалилетов с самой высокой смертностью в связи с тем, что здесь в этом году вдвое увеличилось число погибших от внешних причин. Также в территории наблюдается высокий рост смертности от онкологии — на 23,8%. Юрлинский район также является лидером по смертности населения трудоспособного возраста — 49,6.
С начала этого года смертность росла не только в отдаленных поселках и деревнях Пермского края, но и в Перми, где проблем с доступностью и своевременностью медицинской помощи быть не должно. В городе насчитывается не меньше сотни больниц, больше 4 тыс. врачей и 4,7 тыс. коек.
Несмотря на это смертность в краевой столице растет — на 2,6%, по данным за девять месяцев этого года. Чаще всего умирают жители в Свердловском (2142 человек), Орджоникидзевском (1235) и Кировском (1221) районах.
Увеличилась в Перми и летальность от пневмонии: в Индустриальном районе (2,6 раза) и Кировском (в 2,8 раза). В 3,2 раза выросли цифры по смертности от неточных диагнозов (Дзержинский район). И увеличилась смертность от болезней органов дыхания: на 94,4% — в Кировском районе и на 57% — в Мотовилихинском и Индустриальном.
Больше всего пермяков умирает от онкологических заболеваний в Орджоникидзевском и Индустриальном районах. От болезней системы кровообращения — в Кировском и Свердловском, от ишемии — в Орджоникидзевском и Свердловском.
2 тыс. 115 жителей Перми в этом году умерли в возрасте от 18 до 59 лет. 675 человек из них скончались от болезней системы кровообращения, 272 — от онкопатологий, 269 — от ишемии, 135 — от цереброваскулярных болезней.
Если говорить о районах, где чаще всего умирали пермяки, то это: Свердловский, Мотовилихинский, Индустриальный и Орджоникидзевский.
Территории с самым высоким уровнем смертности среди трудоспособного населения
Территория | Показатель смертности (на 100 тыс. населения) |
---|---|
Юрлинский район | 49,6 |
Гайнский район | 40 |
Кудымкарский район | 35,1 |
Коми-Пермяцкий округ | 31,4 |
Карагайский район | 30,7 |
Уинский район | 30,1 |
Александровск | 29,6 |
Сивинский район | 29,3 |
Соликамский район | 27,1 |
Березники | 26,4 |
По словам и.о. министра здравоохранения Пермского края Оксаны Мелеховой, каждый третий умирающий житель в регионе погибает в трудоспособном возрасте, что больше чем в среднем в России, на 22%.
Больше всего умирающих от болезней органов пищеварения насчитывается в Красновишерском и Березовском районах, от пневмонии (в Кунгуре, Ильинском, Октябрьском, Юрлинском и Гайнском районах). От болезней органов дыхания чаще погибают жители Октябрьского района (за девять месяцев смертность выросла почти в пять раз!), Соликамска, Кизела и Очерского района. Высокая смертность от нарушений мозгового кровообращения в Ординском районе. В 5,5 раза выросла смертность трудоспособных граждан от цереброваскулярных болезней в Суксунском районе.
При этом небывалый рост смертности от инфаркта (у населения в возрасте от 18 до 59 лет) в этом году зафиксирован сразу в нескольких районах Прикамья: в шесть раз (Краснокамск), в четыре раза (Верещагинский и Осинский районы), в два раза (Кизел) и три раза (Чайковский).
Не лучшим образом складывается ситуация и по онкозаболеваниям. В Ильинском районе смертность увеличилась в семь раз, в пять раз в Косинском, в два раза в Усольском и Чердынском районах, в три раза — в Кочевском и Звездном.
«На самом деле есть только два показателя, которые характеризуют нашу работу: рождаемость и смертность. Снижение смертности, конечно, является основной задачей для каждого медицинского работника. Но это должно стать основным и для каждого человека. Каждый из нас должен понять, что сохранение здоровья — это не только обязанность врача, но и самого гражданина. В войне за здоровье врач и пациент должны быть по одну сторону и объединив усилия. На диспансеризацию приглашают — народ идет плохо. Лекарственные препараты не все принимают регулярно, сами себе заменяют и отменяют. С другой стороны формализм в выполнении диспансеризации, когда процесс ведется только ради отчетности, а не ради результата разочаровывает пациентов, поэтому они и не идут в поликлинику», — считает главврач соликамской станции скорой медицинской помощи Людмила Лукьянченко.
На съезде врачей Оксана Мелехова заявила, что проблему с высокой смертностью в регионе можно решить только за счет профилактических осмотров и повышения квалификации участковых врачей.
«Основой изменений должно стать первичное звено, от правильной организации работы которого зависит эффективность всех остальных уровней здравоохранения. Врачи участковой службы должны при каждом посещении контролировать у пациента артериальное давление, направлять на исследование уровня глюкозы и холестерина, а также мотивировать к отказу от курения», — заявила она.
«На самом деле, в Пермском крае до сих пор не продуман вопрос по транспортировке пациентов на обследование и лечение, — считает один из наших экспертов. — Большая часть жителей отдаленных деревень самостоятельно не добирается до больниц. Происходит это из-за нехватки денег. При этом работа выездных служб, диспансеризация эту проблему не решают. Впоследствии эти люди при наступлении острого состояния, вызывают врачей, но заболевание уже переходит в запущенную форму. Отсюда и резкий рост смертности в регионе».
Инфографика: Ирина Плюснина для Properm.ru