В 2018 году жители Пермского края обратились к омбудсмену 8115 раз — 4876 обращений с просьбой дать разъяснение и 3239 жалоб, из них 1355 (41,8%) было подано на нарушения социальных прав. Чаще всего жители Пермского края жаловались на нарушение жилищных прав — 589 обращений. Также прикамцы были недовольны социальным обеспечением (398), медициной (300) и защитой семейных прав (68).
В 2018 году количество жалоб на нарушение социальных прав увеличилось почти в два раза (49%), относительно 2017 года. От части такой рост произошел из-за частых обращений по поводу нарушения прав в сфере пенсионного обеспечения: в 2018 — 166 жалоб, в 2017 — 60. В основном жители были не согласны с размером установленной пенсии и отказами в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого минимального стажа. Также в прошлом году на 18% увеличилось количество жалоб на невыплату социальных пособий (в 2018 — 46, в 2017 — 39).
Нарушение жилищных прав в 2018 году стало самым «популярным» поводом для обращений к уполномоченному по правам человека в Пермском крае. При этом Павел Миков заявляет, что на протяжении последних трех лет общее количество жалоб на нарушение жилищных прав в Прикамье снижается: 2016 год — 710, 2017 год — 632, 2018 год — 589.
Также омбудсмен обращает внимание, что в Пермском крае до сих пор остается острым вопрос реализации жилищных прав малоимущих, жителей аварийных домов, детей-сирот и семей с детьми инвалидами. Обращения по вопросам улучшения жилищных условий этих групп составляет 54% от всех жалоб на нарушения жилищных прав. По мнению Микова, на территори Прикамья отсутствуют реальные меры, которые могут гарантировать исполнение прав жителей на муниципальном уровне.
Одна из причин такой ситуации — снижение объемов муниципального жилищного фонда: 2014 год — 5233 тыс. кв.м, 2015 год — 4939 тыс. кв.м, 2016 год — 3882 тыс. кв.м, 2018 год — 2980 тыс. кв.м (за 2017 год данных в докладе Микова нет).
Как отмечает омбудсмен, на начало 2018 года лишь 3,7% состоящих на жилищном учете жителей были обеспечены жильем из муниципального фонда. Доля малоимущих семей, обеспеченных благоустроенным жильем, еще меньше. В прошлом году в новые квартиры переехало 515 таких семей (0,8% от общего числа малоимущих, стоящих в очереди за жильем).
Кроме этого, остается острой проблема предоставления жилья детям-сиротам. В 2018 году таких жалоб было 199, что больше чем в 2017 и 2016 годах (183 и 159 соответственно). В основном сироты обращаются по вопросам:
Всего в прошлом году для детей-сирот было куплено 790 квартир, что составило 78% от запланированных показателей. По состоянию на конец 2018 года властям удалось обеспечить жильем лишь 16% сирот. На конец первого полугодня свои квартиры должны были получить 3428 человек (из 5773 — общее количество детей-сирот, имеющих право на получение квартир).
Большая часть обращений о нарушении прав в сфере здравоохранения поступила от заключенных (113). На краевые медучреждения пожаловались 82 раз, это больше, чем в прошлом году (73).
Чаще всего в своих обращениях жители Прикамья жаловались на недоступность медицинской помощи, неукомплектованность больниц врачами, проблемы с записью на приему к узким специалистам, качество медицинских услуг и нарушение врачебной этики. При этом вопросы доступности медицинской помощи составили более двух третей. Миков отмечает, что основной составляющей доступности медицины является состояние дорог.
Также омбудсмен в своем докладе акцентировал внимание на проблемы реорганизации медицинских учреждений. По его словам, от оптимизации региональной системы здравоохранения некоторые поселения остаются только в минусе.
Отдельно уполномоченный обратил внимание на Пермский краевой онкологический диспансер, где срок постановки окончательных диагнозов в достигает трех месяцев. Такая ситуация сложилась из-за того, что обследования назначаются и проводятся в разных местах (часть в онкодиспансере, часть — по месту жительства). В итоге пациенты вынуждены несколько раз посещать диспансер для постановки диагноза и назначения лечения.
Как заявляет Миков, жителей Прикамья беспокоит проблема с получением химеотерапии из-за отсутсвия мест в отделении. Эта ситуация осложняется тем, что дозвониться до отделения практически невозможно.
«Пациенты (в том числе иногородние — Properm.ru) вынуждены были в течение недели несколько раз приходить в учреждение и узнавать о наличии свободных мест в стационарах для получения госпитализации», — говорится в докладе уполномоченного. Вместе с этим серьезной проблемой остается нехватка кадров. По информации главного врача Пермского онкодиспансера, обеспеченность отрасли врачами-онкологами не превышает 50%.
Жалобам на Пермскую краевую психиатрическую больницу уполномоченный выделил отдельное место в своем докладе. Жители неоднократно обращались к нему с жалобами на ненадлежащие условия нахождения в отделениях, отсутствие качественного лечения, хамство со стороны младшего медицинского персонала, применение мер физического стеснения, недобровольность госпиталзиации.
Сегодня в Пермском крае работает девять госучреждений стационарного социального обслуживания инвалидов и пенсионеров, которые представлены 32 филиалами в территориях региона. По данным Минсоцразвития Пермского края, которые приводятся в докладе уполномоченного, на 1 января 2018 года на учете в органах опеки находилось 10 686 человек. Из них 4668 человек — подопечные психоневрологических интернатов.
Количество жалоб на социальное обслуживание в учреждениях Пермского края увеличилось на 10. В 2017 году таких обращений было 20, в 2018 году 30. Зачастую проверять такие жалобы приходится выезжая на место. Как отмечает Павел Миков, результаты посещения соцучреждений Пермского края свидетельствуют о массовом нарушении конституционных прав проживающих в этих учреждениях. Среди жалоб:
Также омбудсмен обращает внимание на состояние жилых помещений, где находятся подопечные интернатов: низкая температура, плесень и наледь на стенах и подоконниках, повышенная влажность воздуха.
Уполномоченный по правам человека считает, что проблемы качества оказания медицинской помощи в интернатах усугубляется отсутствием должного контроля со стороны надзорных органов. Ранее работой таких учреждений занимался Росздравнадзор, который лишили полномочий в 2012 году. Как отмечается в докладе Павла Микова, сейчас осуществлять контроль за социальным учреждениями можно только во время проверок прокуратуры.