Прикамье ждет масштабная транспортная реформа. Перевозчики хотят адекватные цены, но власть опять за свое

Прикамье ждет масштабная транспортная реформа. Перевозчики хотят адекватные цены, но власть опять за свое

9 августа 2019, 16:05
Пермь и край готовятся перейти на новый принцип организации транспортных услуг. Изменения коснутся всех: бизнеса, власти и граждан. При этом нерешенных проблем, которые могут поставить под удар работу всего общественного транспорта в крае, осталось достаточно.

Уже в 2020 году (ориентировочно в апреле) весь регион должен перейти на новый принцип работы с перевозчиками, как это сейчас происходит в Перми. Во-первых, работу перевозчиков будут оплачивать из бюджета за пройденный километраж, куда будут поступать все средства от продажи билетов и проездных. Во-вторых, вводятся более жесткие требования к качеству автобусов. В-третьих, внедряется единая система безналичной оплаты проезда с зоной покрытия всего Пермского края. В-четвертых, будут изменены текущие автобусные маршруты.

8 августа в Перми прошел круглый стол, где обсуждались текущие и грядущие изменения на рынке пассажирских перевозок Пермского края. Почти все разговоры касались транспортной модели краевой столицы, поскольку здесь проходит пилотная реализация реформы, которая затронет весь регион. Наработки департамента дорог и транспорта Перми будут масштабировать на все межмуниципальные маршруты.

Условия назвали, но контракт никто не видел

Однако из перевозчиков и экспертов Пермской торгово-промышленной палаты будущий контракт пока что никто не видел. По словам начальника департамента дорог и транспорта Перми Анатолия Путина это связано с тем, что недавно были внесены изменения в федеральные законы, из-за которых пришлось переделывать документ (приказ Минтранса РФ от 29 декабря 2018 года № 482). Показать проект контракта участникам рынка обещают через полторы недели.

Несмотря на это, городские власти уже обозначили будущие требования к перевозчикам:

  • контракты заключаются на пять лет;
  • подвижной состав должен обновляться ежегодно, а к пятом году исполнения контракта должно быть обновлено 100% автобусов (минимальный экологический класс Евро-5);
  • максимальный срок эксплуатации автобуса в первый год контракта — 12 лет, в последующие — 10 лет;
  • к 2024 году все автобусы должны быть оснащены кондиционерами, медиапанелями, системами видеонаблюдения и стационарными валидаторами;
  • все автобусы должны быть приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • собранная выручка должна перечисляться в бюджет на позднее пяти рабочих дней со дня продажи билета;
  • обеспечение контракта для участия в торгах — минимум 10% от его стоимости.

Вместе с требованиями к перевозчикам вводятся и штрафные санкции. Они будут двух типов: стоимостные — 5% от оплаты за месяц работы, и нестоимостные — 100 тыс. рублей.

«Мы понимаем, что суммы большие, и штрафовать за один проезд остановки на 100 тыс. рублей будет нецелесообразно. Поэтому мы планируем установить в контракте показатель количества нарушений к пробегу транспортного средства», — пояснил начальник департамента дороги и транспорта. По его словам, аналогичный подходы сейчас реализован в Москве, где допускается одно нарушение на 10 тыс. км пробега. Какое соотношение нарушений к километражу выберут в Перми, пока непонятно. Департамент ведет расчеты.

Что с тарифом?

Также Анатолий Путин рассказал о тарифах, по которым будет оплачиваться работа перевозчиков. По предварительным расчетам, в 2020 году за перевозку пассажиров на автобусах большого класса (например, на купленных недавно для Перми Volgabus) будут платить 114,67 рубля за 1 км, а в 2024 году — 117,57 рубля (с учетом индексации).

В тариф включены расходы:

  • на оплату труда водителя и кондуктора и социальные нужды;
  • на топливо, ГСМ, износ и ремонт шит, амортизацию транспорта, ТО и ТС;
  • на обычные виды деятельности в сумме с косвенными расходами;
  • на приобретение и установку оборудования для безналичной оплаты проезда.

На полученные из бюджета средства перевозчики должны содержать штат и транспорт, а также регулярно его обновлять (как того требует контракт). По словам руководителя ДДиТ, при расчете тарифа в амортизацию закладывалась стоимость нового автобуса в 9,7 млн рублей. Однако, как заявили на круглом столе представители бизнеса — это цифра изначально занижена. По их словам, чтобы купить один автобус, соответствующий требованиям контракта, понадобится порядка 11 млн рублей.

Как работать в кризис?

Серьезное обсуждение на круглом столе вызвал вопрос изменений условий оплаты в случае непредвиденных обстоятельств на международном рынке. Например, резкого подорожания топлива или расходного оборудования. Как заявил Анатолий Путин, регулирование этой проблемы серьезно ограничивается нормами федерального законодательства.

«44-ФЗ рассматривает цену контракта как незыблемую величину, которая может меняться только вместе с объемом работ. Поэтому при серьезном росте цен практически единственный способ пересмотреть стоимость контракта — его расторжение и объявление новой закупки», — сказал начальник департамента.

Однако такой вариант вызывает опасение у перевозчиков. По словам гендиректора ООО «Прокарт» (оператор системы «Один билет») Дениса Гвоздева, расторжение контракта может привести к включению компании в реестр недобросовестных поставщиков, что ставит под удар весь бизнес. «Необходимо предусмотреть условия расторжения контракта, когда при возникновении независящих от сторон обстоятельств, предприниматель мог бы безболезненно выйти из соглашения и переторговаться», — заявил Гвоздев.

Также, по словам Анатолия Путина, есть второй способ избежать возможных рисков — предоставление отдельных субсидий перевозчикам. Но этот вариант требует серьезных обсуждений, чтобы избежать противоречий с федеральными законами. Как заявила вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова, решить этот вопрос нужно до того, как будут объявлены конкурсы. По ее мнению, если не проработать условия работы в кризисные моменты, вся транспортная реформа в крае может рухнуть. Рабочая группа должна собраться до конца августа. При этом конкурсы на новые маршруты начнут объявлять уже осенью.

Поговорили, но не поняли друг друга

Как рассказал Properm.ru Денис Гвоздев, подобные встречи бизнеса и органов власти проходят регулярно, однако принципиальных изменений по их итогам не происходит. Стороны по прежнему не могут договориться о цене. «Стремление властей поменять ситуацию, конечно, приветствуется. Все за все хорошее, и против всего плохого. Но есть вопросы к технологии того, как этот процесс продвигается», — сказал гендиректор ООО «Прокарт».

По словам Гвоздева, перевозчики производили собственные расчеты тарифа, при котором работать будет экономически целесообразно, учитывая запросы властей. Эти цифры оказались в 1,5 раза больше, представленных департаментом. Руководитель транспортной компании считает, что нужно либо снизить требования к перевозчикам, либо увеличить тариф, иначе это может привести к негативным для города и края последствиям. В первом случае, из-за нецелесообразности на конкурсы просто не будут заявляться участники, что грозит срывом работы общественного транспорта. Во-втором, когда из-за безвыходности предприниматели возьмут контракты, они начнут экономить на заработных платах, что скажется на качестве услуги.

«Рынок изменится кардинально, произойдет масштабное сокращение. Игроков станет меньше, потому что такой подход властей приводит только к укрупнению бизнеса. Поэтому рынок ждет глобальный передел», — предположил Денис Гвоздев.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Пермская езда
Подпишитесь