Проект новой сцены оперного должен был быть готов к 1 декабря 2019 года. По техзаданию проектировщик должен был выбрать одну из двух площадок: в Разгуляе или в квартале №5 на улице Окулова. Но еще в октябре, выступая перед депутатами Заксобрания края новый министр строительства Андрей Колмогоров заявил, что сроки проектирования сорваны.
«Планировали, что в октябре получим проект и направим в экспертизу, в ноябре пройдем проверку достоверности сметной стоимости и после этого сможем приступить к строительно-монтажным работам. Сейчас уходим в первый-второй квартал 2020 года», — уточнил Колмогоров.
Иногда в сеть попадают фотографии, якобы сделанные с презентаций или документов проекта. Но до сих пор не известно имя архитектора, ответственного за концепцию здания. Мы знаем только компанию проектировщика, ООО «Группа компаний Строй-Эксперт» из Санкт-Петербурга, которая известна тем, что делала техническое обследование Михайловского театра. Пермякам при этом никто не показал картинок внешнего облика нового здания. Источник Properm.ru близкий к ситуации поясняет, что окончательного решения по внешнему виду не принято.
На днях был опубликован один из первых документов, по которому можно судить о будущем проекте нового здания Пермского оперного. Это акт государственной историко-культурной экспертизы проекта. После прочтения документа количество вопросов о проекте не только не уменьшается, но увеличивается. Отметим, историко-культурная экспертиза необходима, потому что строительство театра предполагается на территории объекта культурного наследия регионального значения-достопримечательного места «Егошихинский медеплавильный завод».
Работу исполнял эксперт Игорь Нестеренко из Казани. Согласно документам, эксперт ООО «ЦМП», член научно-методического совета по культурному наследию при комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия. Из документа известно, что иных вариантов, кроме строительства здания театра в Разгуляе, краевые власти не рассматривают. Это следует из заглавной части экспертизы, где четко указан адрес строительства: г. Пермь, ул. Ленина, 2а. Удивительно, но в документе есть чисто технические ошибки, создающие странное ощущение, что документ не писали заново, а использовали старый шаблон. Например, местоположение объекта экспертизы сдвинули к Комсомольскому проспекту.
Земельный участок, на котором планируется строить театр с кадастровым номером 59:01:4418026:1. Отметим, в документе указан единственный участок. Вот этот участок на кадастровой карте города.
Если следовать логике эксперта (или заказчиков, или проектантов) театр должен располагаться не так как планировалось раньше. Мало того, он просто не влезает в участок. Вот слайд из презентации Культурно-рекреационного пространства на Егошихе, представленный весной этого года.
Объект под цифрой 7 как раз здание театра. Места не совпадают. По данным, указанными в акте историко-культурной экспертизы, театр существенно сместился к юго-западу. Площадь участка, о котором идет речь в документе 5,7 тыс. кв. м. Читаем данные о проекте в акте и понимаем, что площадь застройки заявлена в 8,5 тыс. кв. м.
Исходя из этих данных, кажется, что построить семиэтажное здание театра на этом пятачке, невозможно. Рядом есть еще два участка под номерами 59:01:4418026:9 и 59:01:0000000:87579, назначение которых власти перевели в категорию «для размещения объектов культуры». Один из них, кстати, это территория гаражей. Общая дополнительная площадь более 12 тыс. кв. м., что вполне достаточно для всего комплекса театра. Но почему историко-культурная экспертиза сделана только по одному участку? Ведь достопримечательное место «Егошихинский медеплавильный завод» захватывает весь Разгуляй.
Кроме того, в акте прямым текстом написано: «Проектирование «Строительство новой сцены для ГКБУК «Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского» по адресу: Пермский край, г. Пермь, район Ленинский, ул. Ленина, 2а» осуществляется…в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4418026:1 (далее — территория проектирования)». По сути, у этой ситуации могут быть четыре причины.
Первая: с ошибками было составлено техническое задание на историко-культурную экспертизу. Заказчиком, кстати выступил не проектировщик «Группа компаний Строй-Эксперт», а субподрядчик пермская «Архитектурно-проектная мастерская «Решение». Вторая: с ошибками составлен акт экспертизы. В обоих случаях экспертизу придется повторять. Третья: власти и проектировщик собираются «есть слона по частям» и отдавать на экспертизу каждый участок по отдельности. Не очень понятно, как это выглядит с точки зрения законности, затрат, да и просто здравого смысла. Это как минимум на месяцы затягивает проектные процедуры. По опросам экспертов Properm.ru, обычно экспертиза проводится сразу на весь участок строительства. Четвертый вариант: новое здание театра съёживается в размерах и втискивается внутрь старого трамвайного депо в Разгуляе.
Properm.ru направили запросы в адрес Государственной инспекции по охране культурного наследия Прикамья, заказчика экспертизы — «Архитектурно-проектная мастерская «Решение», а также казанского эксперта. Редакцию интересует вопросы, поднятые выше.
Олег Русских для Properm.ru