Первый «пакет мер» по поддержке бизнеса правительство и губернатор внесли в Заксобрание в конце марта. Дело было настолько срочным, что законодатели ради принятия этого закона дистанционно собрались на внеочередное пленарное заседание. Но сказать, что региональный пакет помощи воодушевил пермский бизнес нельзя. Список пострадавших отраслей оказался даже меньше, чем скудный федеральный.
Предпринимателям предложили льготы по налогу на имущество, либо прямые (для ИП), либо через вычеты у арендодателя. Для патентников – снижение стоимости патента до 1 рубля, для остальных снижение ставок по УСН. Плюс отсрочка по имущественным налогам и аренде. Всего региональная казна от проявленной щедрости не получала дохода в миллиард. Эта сумма менее одного процента регионального бюджета.
Явную недостаточность поддерживающих мер, на тот момент списывали на дефицит времени и срочность подготовки законопроекта. Бизнесу надо было показать хоть какие-то благие намерения государства и быстро, чтобы снять напряжение. Ликвидировать недостатки «первого пакета мер» планировали во втором. Уже 6 апреля министр экономического развития края Максим Колесников анонсировал расширение отраслей, которым будет оказана поддержка: «Если в первый пакет вошли те сферы деятельности, которые остановились практически сразу, то во второй пакет мы включаем те сферы деятельности, работа которых также зависит от остановившегося бизнеса».
Правда, о каких-то дополнительных льготах в правительстве края не говорили, но выразительно молчали. Оказалось, не зря. Расширение отраслей действительно есть, дополнительных мер поддержки – нет. И еще, точного «расширенного» списка этих самых отраслей тоже нет. Во всяком случае на момент публикации материала его не было.
Фактически, законопроект сводится к поправкам в уже действующее законодательство, где написано, что льготы распространяются на «виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, указанных в Перечне видов деятельности, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, в целях предоставления налоговых льгот и пониженных ставок, утвержденном Правительством Пермского края».
То есть, если раньше, например, в том же законе №527-ПК от 30 марта 2020 года, попадающие под льготу отрасли указывались поименно, то теперь должен быть специальный Перечень, утвержденный правительством. Но Перечня нет, о чем сказано в аналитической записке к законопроекту. Правда мелким шрифтом в примечаниях.
В принципе, создание такого отдельного Перечня выглядит логичным с точки зрения простоты внесения изменений. Поправить документ правительства много проще, чем каждое изменение пропускать через Законодательное собрание. С другой стороны, федеральный вектор, который сейчас явно смещается в сторону поддержки крупных российских компаний от МСБ, может дойти и до нас. Впрочем, терять-то особо и нечего.
Но давайте вернемся к Перечню, которого нет. Понять, какие все-таки отрасли будут признаны пострадавшими, частично можно по другим признакам. Но не до конца. Вот таблица из официальной брошюры о мерах поддержки бизнеса, изданной совместно пермским правительством и центром «Мой бизнес».
Однако, рассматривать эту информацию как точную нельзя. Брошюра размещена 8 апреля, а в позднейших итерациях и толкованиях какие-то пункты могли исчезнуть или наоборот появиться. Например, упорно ходит непроверенная информация об исключении из списка рекламных агентств, о чем писал руководитель РА «Сенатор» Борис Эренбург. Да и по информации из регионального минэка разночтения в двух-трех пунктах могут быть.
Вторую часть информации можно найти в сопроводительных документах. Там есть список отраслей патентников, которые могут претендовать на льготу. Все то, что было в списке до номера 10, было и в первом пакете, а все что дальше – новации.
Конечно, сложно сказать, насколько актуально в Перми представлять льготы по услугам носильщиков на вокзалах или платным туалетам, но пусть будут.
Сам по себе факт того, что главный документ этого самого пакета мер не готов до последнего момента, может говорить о разночтениях в правительстве, когда Минпромторг, Минэк и другие ведомства не могут договориться о списке поддерживаемых отраслей. Есть и другой вариант, список до последнего момента не утверждён Дмитрием Махониным. В любом случае, о перечне поддерживаемых отраслей все, включая депутатов Заксобрания, узнают либо на самом пленарном заседании, либо и вовсе постфактум. По нашей информации публикация официального Перечня намечена только на следщующую неделю.
Что же касается льгот, то их набор точно такой же, как и в первом пакете. Льготы по имуществу, налоговые льготы по патенту и УСН и отсрочка по платежам. Расширение поддерживаемых отраслей снизит доходы бюджета еще на 240 млн рублей. Если добавить к этому предыдущие 993 млн рублей, получится 1 млрд 233 млн. Скромно. Очень скромно.