Владелец пермского АО «Прогноз» Дмитрий Андрианов не может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам компании, поскольку накануне банкротства крупнейший пермский IT-разработчик имел достаточно средств для ведения деятельности. К такому выводу пришел Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая жалобу конкурсного управляющего Елены Удовиченко на решение первой инстанции. Она оспаривала отказ арбитражного суда Пермского края в привлечении к субсидиарной ответственности по делу о банкротстве «Прогноза» топ-менеджеров компании Дмитрия Андрианова и Максима Балаша.
Удовиченко с июля 2019 года пыталась возложить на создателя «Прогноза» Андрианова и гендиректора Балаша возмещение 400 млн рублей долгов компании. С заявлением о привлечении топ-менеджеров «Прогноза» Удовиченко обратилась в суд в июле 2019 года. В заявлении указывается, что размер ответственности Андрианова оценивается в 373 млн 254 тыс. рублей, Балаша — в 27 млн рублей. Требование управляющего основывалось на том, что перед банкротством топ-менеджеры знали о критичных для компании неисполняемых обязательствах и не предприняли никаких действий.
В постановлении суда указывается, проблемы у «Прогноза» появились в 2016 году из-за увольнения значительной группы разработчиков из компании. В связи с этим и для предотвращения топ-менеджеры «Прогноза» провели ряд мероприятий, в том числе — заключали новые контракты и гасили долги по зарплате работникам. Эти действия предполагали стабилизацию финансовой устойчивости «Прогноза».
Как известно из материалов арбитражного дела, в 2016 году холдинг ITG стал правообладателем программного обеспечения и всех товарных знаков «Прогноза». Тогда же около 250 сотрудников компании перешли в ITG, люди увольнялись из-за задержки зарплаты. Речь шла о поглощении АО «Прогноз» компанией ITG, но сделка не состоялась. В марте из предприятия ушел заместитель генерального директора Евгений Овчаров, он отвечал за работу с госзаказчиками, позднее стало известно о переходе Овчарова в компанию «Пармалогика». После его увольнения компания потеряла практически всех крупных клиентов в госсекторе, указано в постановлении суда, вследствие чего прогнозировалось снижение выручки по итогам 2016 года на сумму около 1,5 млрд рублей по сравнению с 2015 годом.
Согласно бухгалтерским балансам должника в период с 2014 по 2016 год, имелась тенденция к ухудшению платежеспособности. Сумма свободных денежных средств должника на конец 2014 года составляла 96 млн рублей и была недостаточна для уплаты НДС в сумме более 136 млн рублей. С первого полугодия 2015 года «Прогноз» перестал исполнять обязательства перед кредиторами, в том числе перед ООО «ИНФ и НИТ», ООО «Дарт ИТ», ООО «Джи-Эм-Си-Эс», ООО «СимбирСофтДиджитал». В ходе конкурсного производства установлено, что реальная стоимость активов должника в разы меньше кредиторской задолженности. Как указывала в своих исках Елена Удовиченко, зная о ситуации, топ-менеджеры «Прогноза» должны были обратиться в арбитраж с иском о банкротстве не позднее 2015 года.
Однако, арбитражный суд, принимая решение об отказе в привлечении топ-менеджеров к субсидиарной отвественности, учел, что наличие неоплаченных сумм кредиторской задолженности еще не свидетельствует о наличии у руководителя обязанности обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом. Согласно отчету о финансовых результатах за 2014 год объем выручки «Прогноза» составил 3 млрд 832 млн рублей, за 2015 год — 2 млрд 973 млн рублей. Размер чистых активов за 2015 год — 1 млрд 562 млн рублей.
IT-компания «Прогноз» стала банкротом в ноябре 2017 года. Требования кредиторов к «Прогнозу» составили около пяти млрд рублей. Крупнейшим кредитором является Европейский банк реконструкции и развития (2,17 млрд рублей). Основными кредиторами «Прогноза» являются ООО «Форсайт» (сумма требований 1,9 млрд рублей, 32.76% голосов), ПАО ВТБ (984,9 млн рублей, 16,92% голосов), ФНС России (189,104 млн рублей, 3,36% голосов). Дмитрий Андрианов был признан банкротом 15 мая 2019 года.