Posted 25 августа 2020, 08:01
Published 25 августа 2020, 08:01
Modified 2 марта 2023, 15:46
Updated 2 марта 2023, 15:46
Удар, который нанесли по экономике ограничительные меры из-за эпидемии коронавируса оказался силен, но не смертелен. Впрочем, его последствия в виде ползучей девальвации, стагнации секторов экономики и безработицы, нам еще предстоит ощущать годы, но первые предварительные выводы можно сделать сейчас.
На 1 августа прогнозы ключевых параметров бюджета на этот год выглядят так:
«…объем доходов в 2020 году уменьшится на 2 233 852,7 тыс. рублей и составит 38 754 218,193 тыс. рублей, объем расходов в 2020 году уменьшится на 629 623,488 тыс. рублей и составит 42 318 563,548 тыс. рублей, дефицит бюджета увеличится на 1 604 229,212 тыс. рублей и составит 3 564 345,355 тыс. рублей».
Первое и главное, что резонно тревожит и городскую администрацию, и депутатов думы — падение доходов.
«Прогнозируемый объем снижения доходов в 2020 году по состоянию на 1 августа 2020 оценивается в 2 233 852,700 тыс. рублей, в том числе за счет реализации мер поддержки экономики — 326 387,400 тыс. рублей, за счет снижения экономической активности, введения ограничительных мер и других причин — 1 907 465,200 тыс. рублей».
Обратите внимание на цифру в 326 млн рублей. Это все, подчеркиваю, все меры поддержки, которые как-то сказываются на муниципальной казне. Если учесть, что региональные власти озвучивали общую сумму региональной помощи примерно 3 млрд рублей (что составляет примерно 2% годового краевого бюджета), то краевая столица выдала 10% от общего объёма помощи и это составляет менее 1% от годового объема городского кошелька. Согласитесь — немного. Надо еще учесть, что часть этой суммы городская казна все-таки получит — в половине позиций речь идет только об отсрочке платежей.
Из общей помощи в 326 млн около 40% (138 млн рублей) приходится на льготы предпринимателям, которые работают по патентной системе налогообложения. Региональными законодательными актами для «патентников» по ряду «пострадавших отраслей» установлены минимальные налоги (от 1 рубля до 16 рублей в год). 94 млн рублей городская казна не досчитается от льгот по земельному налогу. Правда, 28 млн из этой суммы — отсрочка, которая вернётся бюджету в 2021 году. А 30 млн рублей — опять же возможная отсрочка для системообразующих организаций и компаний.
Еще 47 млн — отсрочка по арендным платежам для агентств по наружной рекламе. И эти деньги так же должны будут вернуться в бюджет, если конечно, агентства не разорятся. 13,8 млн — льготы по транспортному налогу, 6,5 млн рублей — льготы по НДФЛ для отдельных категорий граждан, 9 млн рублей — отсрочка для арендаторов муниципального имущества из пострадавших отраслей. Ну и 14 млн рублей — двухмесячная бесплатная парковка в центре города.
Собственно, вот и все меры поддержки. Если внимательно подсчитать, то прямыми затратами городского бюджета из заявленных 326 млн рублей получается примерно половина, остальное — отсрочки. Так что при близком рассмотрении помощь пермской мэрии пострадавшему городу выглядит символичной.
В пояснительной записке к предложениям об изменениях в бюджете города мэрия, пишет, что потери доходов бюджета в 1 млрд 907 млн рублей произошли «за счет снижения экономической активности, введения ограничительных мер и других причин».
Самый большой недобор — общественный транспорт Перми, точнее плата за проезд. Мэрия предлагает снизить план «по доходам от компенсации затрат государства (в части доходов от оплаты проезда) на 1 143 712,100 тыс. рублей с учетом снижения пассажиропотока в период введения режима самоизоляции граждан, уточненной оценки объема пассажиропотока до конца 2020 года, сложившейся структуры способов оплаты проезда«.
Отметим, что цифра, которая указана в документе исходит из прогноза Департамента транспорта Перми об общем убытке отрасли примерно в 1,8 млрд рублей (800 млн рублей уже учтено в городском бюджете, это плановый убыток). При этом ряд депутатов гордумы, в частности Сергей Богуславский утверждают, что потери будут больше, на уровне 2,3 млрд рублей, а от уменьшения количества пассажиров в пандемию пермский общественный транспорт потерял только 280 млн рублей. Фактически об этом же говорила на последнем заседании комитета городской думы по бюджету и налогам руководитель городской КСП Мария Батуева. Напомним, по итогам полугодия прогноз и реальность в части суммы платежей на проезд разошлись на 628 млн рублей.
А вот падение доходов от налога на доходы физических лиц — это полностью следствие ограничительных мер в период эпидемии. «По состоянию на 1 августа 2020 отклонение фактического поступления налога от планового показателя составило 584,4 млн. рублей». При этом финансисты мэрии уверены, что в оставшиеся месяцы сбор НДФЛ будет выше планируемого раньше и недобор к концу года уменьшится до 186 млн рублей.
Ну и последнее, грустно-веселое в разделе потерь доходов. Финансисты скрупулёзно подсчитали, что городской бюджет не досчитается многих миллионов рублей от того, что граждане и юридические лица платят меньше штрафов. Речь идёт сразу о нескольких вопросах, но в том числе и о штрафах с ТСЖ за незаконно размещаемые киоски и штрафах с водителей за неуплату парковки. Общий недобор мэрия подсчитала в размере 41,78 млн рублей.
Расходы пермского бюджета на этот год администрация города сокращает на 629 млн рублей «в связи с уточнением объема прогнозируемых доходов, поступающих в бюджет города Перми, и с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета». Некоторая лукавость ситуации в том, что большую часть сокращений провели бы и без всякой эпидемии и падения доходов. Их причина известна: проблемы капитального строительства. В результате, прямые сокращения расходов составляют 167 млн рублей. Что сократят? Ну, например, затраты на массовые мероприятия — это прямое следствие ограничительных мер. Наверное, можно было перераспределить деньги на другие мероприятия в сфере культуры и спорта, но решили просто сократить. Приличные деньги сэкономили на конкурсах и аукционах (падение стоимости от начальных цифр). Раньше бы их перебросили на другие статьи, а сейчас просто радуются экономии. Но есть и другие истории. Вот пример:
«В целях оптимизации расходов предлагается перенести работы на более поздний период…
Урезание расходов на инфраструктуру, тем более, на водопровод и канализацию — это уже болезненно.
Но наибольший объем в «сокращениях» — это переброска использования денег на более поздний срок, на следующие годы. И объясняется это не ковидом, а неготовностью строительного блока Перми к проведению работ. И вот здесь список велик и традиционен. Управления капитального строительства Перми не готово осваивать 547 млн рублей в этом году.
Что не будут делать в 2020 году:
Эти проекты завязли на разных стадиях проектирования и строительства. Там своя эпидемия. Но причинами сокращения, конечно, названа необходимость оптимизации расходов, то есть в конечном счете последствия ковида.