Posted 28 сентября 2020,, 05:25

Published 28 сентября 2020,, 05:25

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

Кто такой архитектор Свиязев и почему в его честь назвали улицу

28 сентября 2020, 05:25
Дмитрий Загуменнов
Принято считать, что Прикамье — в первую очередь, промышленный центр и «опорный край державы». Однако наши земляки внесли огромный вклад и в становление российской архитектуры. Одним из таких был архитектор Иван Свиязев. Рассказываем, как сложилась судьба и карьера человека, который создавал архитектурный образ Перми и Урала. В память о профессоре Александре Терехине, научные работы которого легли в основание этой статьи.

Из талантливого крепостного в свободные архитекторы

Будущий выдающийся архитектор Иван Свиязев родился в 1797 году в Верхних Муллах, которые тогда находилось в семи верстах от Перми (около 7,5 км). Его родители были крепостными княгини Варвары Александровны Шаховской (Строгановой). Благодаря покровительству княгини, рано проявившимся способностям к наукам и общей заинтересованности Строгановых в создании «крепостной интеллигенции» юный Иван Иванович закончил Пермскую гимназию. В те годы образовательное учреждение считалось одним из лучших на Урале.

Окончив гимназию Иван Свиязев в 1815 году поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Туда его все также отправляет княгиня Варвара Шаховская. Свиязев получает статус «вольного пенсионера» и оклад 360 рублей в год. В студенческие годы Свиязев тесно общается с семьей декабристов Бестужевых, в доме которых часто появлялся художник Сильвестр Щедрин и выдающийся архитектор с крепостными пермскими корнями Андрей Воронихин (создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге).

Обучение архитектора заканчивается в 1818 году, когда император Александр I принимает решение ограничить количество крепостных в академии. Теперь, для обучения им нужно обязательно иметь «вольную» от своих господ. Однако княгиня Шаховская принимает решение не давать свободу Свиязеву из-за чего тот вынужден завершить учебу.

В 1819 году под началом архитектора Франца Руска Иван Свиязев начинает работать на строительной площадке Императорской Петергофской бумажной фабрики. Он проделывает там колоссальную работу: составляет генплан фабрики, разрабатывает чертежи производственных корпусов и проектирует казармы, бани, больницы и жилые дома. Также Свиязев начинает выполнять поручения своей княгини. Для нее он проектирует здание конторы и флигель в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга и загородный дом на Васильевском острове.

3 ноября 1820 года, когда Свиязеву уже 23 года, Академия художеств и княгиня Шаховская договариваются об освобождении архитектора за которое впоследствии Иван Свиязев будет выплачивать деньги своей бывшей госпоже. В 1821 году Свиязеву присваивают звание художника-архитектора 14-го класса и отправляют обратно в Пермь, где он становится архитектором Пермского горного правления и одновременно работает на Мотовилихинском и Юговском медеплавильном заводах.

Пермский период архитектора Свиязева

В Перми Иван Свиязев будет жить до 1832 года, с перерывом между 1825 и 1826 годами, когда он будет строить казармы в Новгороде. Приезд архитектора на Урал совпал с периодом бурной реконструкции местных заводов. Тогда уральский регион приобрел славу крупного промышленного центра Российской империи, который оказывал влияние на экономику Западной Европы.

Масштабная реконструкция промышленных предприятий потянула за собой и обновление жилых, церковных и административных зданий. Поэтому за годы проживания в Перми архитектор Свиязев будет проектировать не только для промышленности, но и для города (более 30 проектов). Его заказчиками станут Пермская дума, губернаторы и местные купцы.

Разумеется, далеко не все его проекты сохранились до нашего времени, однако те, что пережили почти два века истории, знакомы каждому пермяку:

  • ротонда в парке им. Горького;
  • Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище;
  • здание бывшей Пермской духовной семинарии (ул. Монастырская, 12);
  • Дом губернатора (пересечение ул. Сибирской и Екатерининской);
  • могила героя Бородинского сражения майора Теплова на Егошихинском кладбище;
  • Пермская казённая палата (до реконструкции после пожара 1842 года).
  • Благородное собрание на Сибирской (культурный центр ГУ МВД по Пермскому краю);
  • колокольня Спасо-Преображенского кафедрального собора (теперь здесь Пермская художественная галерея);
  • Дом Мешкова (позднее реконструирован архитектором Турчевичем):
  • Дом подрядчика Крылова (перекресток ул. Куйбышева и Пушкина).

Также, среди уральских городов, Иван Свиязев оставил свой след в архитектуре Екатеринбурга, где спроектировал здания Монетного двора, Кунгура — обелиск в честь защитников города от войск Пугачева, Златоуста — большая оружейная фабрика.

Все проекты Свиязева того периода отвечают требованиям классицизма, который тогда господствовал в России. Однако архитектор оставлял и свой «отпечаток». Среди отличительных черт — авторские печи, изобретенные Свиязевым. Право на их установку другие архитекторы получили только в 1847 году. Также архитектор не использовал излишнее «украшательство». Проектируя дома для высшего сословия Перми, из архитектурных приемов он использует только колонны. В остальном Свиязев использует достаточно четкие линии. В основе его архитектурной мысли был принцип рационального использования зданий.

О своем подходе к архитектуре Свиязев писал: «В числе условий исполнения проекта, красивого, безопасного и прочного, не последнее место занимает и экономия, или хозяйственность сооружения. Это не мелочная скупость, не страсть к избеганию расходов, для прочности сооружения необходимых, но сознательная и разумная расчетливость в употреблении лучших по возможности рабочих сил и материалов, без излишества и недостатка».

Создание Уральской школы архитектуры

Несмотря на то, что Иван Свиязев создал значительную часть архитектурных памятников современной Перми, больше всего ценится его труд по созданию Уральской школы архитектуры. Проблемой образования своих коллег Свиязев озадачился еще работая в Перми, а в 1832 году, после возвращения обратно в Санкт-Петербург, он стал передавать свой опыт десяткам учеников.

Свиязев становится преподавателем Горного института, читает лекции в Академии художеств, Василеостровской строгановской школе, Александровском лицее и Технологическом институте. В Петербурге он воспитывает архитекторов, которые в будущем будут проектировать города Урала. Большинство из них, как и когда-то сам Свиязев, были крепостными Строгановых.

В 1833 году, когда Свиязеву было всего 35 лет, он издает «Руководство к архитектуре». Эта книга была первым учебником, созданным в нашей стране, специально для подготовки архитекторов и строителей и оставалась единственным учебным пособием до 1850 года.

В «Руководстве» содержались обобщенные данные об отечественной архитектуре, особенностях применения материалов, строительных конструкций, экономике строительства. При этом учитывался русский быт и особенности климата. Книга выходит в нескольких томах, а в 1839–1841 годах издается вторым четырехтомным изданием. Позднее (в 1842 году) за выдающийся научный труд при составлении «Руководства к архитектуре» Академия наук удостоила Ивана Свиязева почетным званием и наградила бриллиантовым перстнем.

Закат карьеры и смерть в нищете

В 1839 году из-за проблем со здоровьем архитектор прекращает преподавательскую деятельность и переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Там он начинает работать над строительством храма Христа Спасителя под руководством автора проекта Константина Тона, который с восторгом отзывается о его деятельности. Свиязев трудится над храмом до 1846 года, недомогание берет над ним верх. К этому моменту архитектору исполняется 50 лет.

Из писем Константина Тона об Иване Свиязеве:— Вся нервная система И.И. Свиязева расстроилась и ослабла до того, что при малейшем душевном возмущении кровь приливала к голове, производя удары и головокружения, а в ногах он чувствует расслабление. При таком расстройстве здоровья преждевременном упадке силы Свиязев, при слабой вообще комплектации, чувствует себя неспособным к дальнейшему продолжению службы.

После работы в Москве архитектор Свиязев вновь возвращается в Санкт-Петербург, где поступает на службу в министерство государственных имуществ членом комиссии строительных и технических дел. Работа чиновником совмещается с академической и публицистической деятельностью. Он публикует свои статьи в различных журналах и продолжает трудиться над учебными пособиями. В 1867 году выходит книга Свиязева «Теоретическое основание печного искусства», которая позднее будет переведена на иностранные языки. Кроме этого он принимает участие в обновлении «Урочного положения для строителей» и издании «Атласа сельских построек» (обе вышли в 1869 году).

В 1871 году здоровье Ивана Свиязева резко ухудшается и он берет отпуск на три месяца, чтобы отправиться на курорт. В письме к министру государственных имуществ Свиязев указывает, что это первый его отпуск за 50 лет. В 1874 году архитектор вновь отправляется лечиться, но болезнь прогрессирует. В 1875 году Иван Свиязев уходит в отставку в должности тайного советника и остается практически без денег для существования. Как писал заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Всероссийской Академии живописи профессор Александр Терехин, чиновники министерства игнорируют его просьбы о назначении полноценной пенсии.

27 октября 1875 года архитектор Иван Свиязев умирает в нищете. «После него не осталось никакого состояния и даже средств для погребения тела: ни детей, ни жены, и никто о пенсии просить не будет», — говорится в докладной записке министру государственных имуществ о смерти архитектора. Из личных вещей Свиязева практически ничего не осталось. Также не сохранились его портреты, поэтому неизвестно, как выглядел архитектор.

Первая супруга Ивана Свиязева Аграфена Шилова умерла в 1851 или 1852 году (данные разнятся) во время поездки с мужем в командировку в Новгородскую губернию. Собственных детей у супругов не было. Дети Аграфены Шиловой от другого мужчины воспитывались в другой семье.

Второй раз Иван Свиязев женился на вдове майора Таисии Шитниковой. От этого брака у архитектора было три дочери, но все они умерли в младенчестве, а его супруга скончалась в 1869 году. Из близких людей связь с выдающимся архитектором поддерживала только его падчерица Лидия Шитникова.

Иван Иванович Свиязев похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. В его честь названа улица в Индустриальном районе Перми.

"