Слушания в арбитражном суде Пермского края по иску прокуратуры к РЖД по оспариванию сделки по продаже товарного двора в собственность региона длились полчаса. Представитель РЖД Татьяна Шмырина ходатайствовала о назначении экспертизы для определения коммерческой стоимости 18 объектов недвижимости Товарного двора и аренды участков под ними по состоянию на 29 ноября 2018 года.
Представитель прокуратуры Антон Мальцев возразил против ходатайства, поскольку, по мнению надзорнго органа, суть спора не в цене объектов, а в неправильно примененной процедуре выкупа участка. По мнению прокуратуры, стороны выбрали самый дорогой способ оценки объекта, что нанесло ущерб бюджету Пермского края. «Нельзя оценивать технологические строения транспортной инфраструктуры как предполагаемый торговый центр», — заметил Мальцев. Он сообщил, что оспаривается то, что была заключена сделка по продаже права аренды зданий, тогда как стороны должны были договориться об изъятии земельного участка. «Единственная цель сделки: продать право аренды земельного участка, а не 18 строений», — уточнил прокурор.
Судья Юлия Батракова отметила, что даже при совершении сделки по отчуждению земельного участка, стороны должны были грамотно оценить его стоимость и столкнулись бы с оценкой объекта. Поэтому, по мнению суда, необходимо привлечь обладающих специальными знаниями специалистов.
Остальные стороны — минтранс и минимущества Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и ТПП — поддержали ходатайство РЖД. В результате суд предложил сторонам рекомендовать своих экспертов и назначил следующее заседание на 21 декабря.
В прошлом заседании арбитража в сентябре РЖД представили суду два экспертных отчета, где содержалась оценка Товарного двора. По мнению экспертов, если бы край захотел получить участки через процедуру изъятия, то РЖД бы заявили рыночную стоимость объектов и требования об упущенной выгоде. По данным инвестиционной оценки, рыночная стоимость актива составляет 3,9 млрд рублей.
Тогда же представитель прокуратуры предоставил в суде несколько документов, ставящих под сомнение стоимость выкупа территории. Как заявили в ведомстве, в 2013 году РЖД пыталось продать свои права на Товарный двор на аукционе. Тогда стоимость выкупа была заявлена в 378 млн рублей, однако на торги никто не заявился. В 2014 году госкорпорация вновь пыталась избавиться от участка, но уже за 300 млн рублей. Договор о продаже территории был подписан с принадлежащим Пермскому краю АО «Развитие вокзалов — Пермь» (РВ-Пермь). В итоге сделка так и не состоялась. В 2018 году, вероятно перед продажей территории в собственность региона через КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Товарный двор оценили уже в 808 млн рублей.
Пермский край стал собственником Товарного двора в 2018 году. За участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий из бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». Также Товарный двор входит в планы краевых властей по развитию города в рамках проекта «Пермь — 300 лет на Каме», инициированного экс-губернатором Максимом Решетниковым.