Posted 25 ноября 2020,, 09:34

Published 25 ноября 2020,, 09:34

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

Как крепостной из Усолья спроектировал и построил символ Санкт-Петербурга. Путь архитектора Воронихина

25 ноября 2020, 09:34
Дмитрий Загуменнов
Если вы хоть раз были в Санкт-Петербурге, то у вас точно есть фотография на фоне Казанского кафедрального собора. Этот величественный памятник архитектуры — работа архитектора, который родился и вырос недалеко от Березников. Публикация подготовлена по материалам научных трудов профессора Александра Терехина.

История создателя «пушкинского» Санкт-Петербурга Андрея Никифоровича Воронихина начинается 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье (ныне город Усолье). В этот день запись о рождении появляется в метрической книге Спасо-Преображенского собора.

Его отец Никифор Воронихин был крепостным-канцеляристом. Также есть версия, что на самом деле Андрей Воронихин был внебрачным сыном графа Александра Строганова, который в будущем во много способствовал его обучению и карьере. А матерью архитектора якобы была крепостная из деревни Огурдино (находится на правом берегу Камы в двух км на северо-восток от поселка Орёл).

Еще в детстве будущий великий зодчий изучил грамоту, а основам живописи он учился в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Кроме того, Усолье, где проходили первые годы жизни Воронихина, несмотря на статус села, в те годы было настоящим центром соляных владений Строгановых в Прикамье. Здесь дворянский род промышленников-меценатов накапливал произведения искусства, созданные не только их крепостными, но и другими русскими и зарубежными художниками. Поэтому возможность «прикоснуться к прекрасному» у Воронихина была с самого детства.

Именитые учителя Воронихина

В 1777 году Андрей Воронихин вместе со старшим братом Ильей отправляется в Москву, где становится учеником архитекторов Василия Баженова (автор проекта Михайловского замка в Санкт-Петербурге) и Матвея Казакова (создатель Сенатского дворца Московского Кремля). В те годы наставник Воронихина Василий Баженов озадачивается проблемой перестройки российских городов. Великий зодчий собирает вокруг себя людей, не оформленных в какое-либо сословие (разночинцев), и крепостных. Он учит их не только живописи, архитектуре и скульптуре, но и точным наукам: физике, механике. Так Баженов пытается воспитать национальные кадры в архитектуре.

Учеба у Баженова и Казакова в Москве длится два года. Несмотря на то, что в будущем Андрей Воронихин будет признан именно как успешный архитектор и один из создателей русского классицизма, в начале своего становления он был больше увлечен живописью. Узнав о талантах своего крепостного, в 1779 году Александр Строганов забирает его в Санкт-Петербург.

Жизнь при дворе Строгановых, Европа и революция во Франции

При дворе старого графа Строганова Воронихин продолжает практиковаться в живописи и служит наследнику рода Павлу Строганову, которому на тот момент было семь лет. Вместе с юным графом и его учителем французом-эмигрантом Пьером-Жильбером Роммом (будущий революционер-якобинец, один из подписавших смертный приговор королю Людовику XVI) Андрей Воронихин за несколько лет объедет внушительную часть Российской империи — от Севастополя до Архангельска. В том числе Воронихин вновь побывает в Прикамье, где посетит Очер и родное Усолье. Путешествуя по стране, он много рисует, отмечая особенности местной архитектуры.

Также, живя у Строгановых, будущий создатель Казанского собора познакомится с выдающимися представителями своего времени. При дворе графа бывали знаменитые русские художники Степан Щукин и Владимир Боровиковский, писатель Денис Фонвизин, академик Пётр Паллас (сопровождал Воронихина и Строганова во время путешествия на Урал).

В 1786 году граф Александр Строганов даёт вольную 27-летнему Андрею Воронихину, но несмотря на то, что больше он не крепостной, Воронихин остается служить при дворе. В этом же году вместе с подросшим 14-летним Павлом Строгановым Воронихин отправляется в Европу на четыре года. Там он путешествует по крупнейшим, посещает театры и лекции, изучает архитектуру (тогда во Франции бурно развивается классицизм).

В 1789 году начинается Великая французская революция, как раз в это время юный граф Строганов и его компаньоны находятся во Франции. Шарль-Жильбер Ромм и Павел Строганов (под псевдонимом «Гражданин Очер») принимают активное участие в политической жизни и входят в Якобинский клуб. Был ли революционером Андрей Воронихин — неизвестно. В 1790 году по приказу Екатерины II Павел Строганов вместе со своим «служителем» возвращаются в Россию, Ромм остается во Франции, где в будущем будет избран в Национальный конвент (высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики). К этому моменту Воронихину уже исполнилось 30 лет.

Петергоф, Казанский собор и Горный институт

Первая возможность попробовать себя в архитектуре у Андрея Воронихина появляется в 1793 году. Ему доверяют сделать внутреннюю отделку Строгановского дворца на набережной Мойки, поврежденного пожаром. Затем в 1796–1797 годах Воронихин достраивает дачу Строгановых на Черной речке и рисует несколько ее пейзажей. Эта работа позволила ему получить звание академика перспективной живописи.

Знаковым в судьбе Андрея Воронихина становится 1800 год. В начале года он становится преподавателем архитектуры в Академии художеств, президентом которой в те годы был его давний покровитель Александр Строганов. В этом же году, но уже при поддержке Павла Строганова, 40-летний Воронихин получает заказ от императора Павла I на проектирование колоннады у ковша Самсона в Петергофа и великолепно справляется с задачей.

После успешной работы над колоннадой в 1800 году Воронихин получает заказ на строительство Казанского собора. Как известно сейчас, своим успехом архитектор все также обязан графу Александру Строганову, который был председателем комиссии по строительству собора. Закладка храма состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 года.

Работая над проектом, архитектор вдохновлялся собором Святого Петра в Риме. Похожесть на главный храм Римской католической церкви было ключевым требованием императора Павла I, который был поражен его красотой во время поездки по Европе. Однако Казанский собор — не просто культовое здание. Воронихин был первым, кто нашел новые приемы организации городского ансамбля.

В то время площади Санкт-Петербурга, как правило, были открыты в сторону Невы — главной водной магистрали города. Воронихин повторил этот прием, открыв площадь перед собором в сторону Невского проспекта — главной дороги города. Также Воронихин необычно для своего времени использовал колоннаду собора. Он не стал закрывать ей храм от улицы, а наоборот — раскрыл его. Собор стал частью общего пространства, центром Невского проспекта и прилегающих к нему площадей и улиц.

Также Воронихин применил необычное для своего времени решение по строительству купола Казанского собора. Конструкция была создана из ковкого железа. Ранее эта технология в России применялась только на небольших церквях и никогда не использовалась для сооружений такого масштаба. Чтобы предусмотреть все нюансы сборки, Воронихин создал модель купола собора, чего до него тоже не делалось. Чтобы удостовериться в том, что конструкция выдержит, была даже сформирована специальная комиссия.

В 1806 году, во время строительства собора, Воронихин получает знаковый заказ лично от императора Александра I. Ему поручают проектирование и постройку Горного института на Васильевском острове. Также в первом десятилетии XIX века архитектор принимал участие в перестройке здания Военно-медицинской академии, Дома Лаваля на Английской набережной Санкт-Петербурга, Константиновского дворца в Стрельне. Его же авторству принадлежит Розовый павильон в Павловске.

Строительство Казанского собора (как и Горного института) заканчивается в 1811 году. По его итогам архитектора награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Дальнейшая жизнь Воронихина связана с преподаванием в Академии художеств и проектированием, в том числе для своих покровителей — графов Строгановых, которым он во многом был обязан успехом.

Считается, что по проектам Воронихина было построено несколько зданий на территории Пермской губернии. К его авторству относят дом управляющего имением Строгановых в Ильинском, усадьба князей Голицыных и Ново-Никольская церковь в Усолье.

Семья и смерть

Последние годы жизни архитектор не прекращал заниматься архитектурой. Воронихин работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812 года: храмом Христа Спасителя в Москве и колоннами из пушек, отбитых у французов. Однако работа над ними была прервана скоропостижной смертью зодчего. Андрей Воронихин скончался 5 марта 1814 года в возрасте 55 лет от инсульта. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Несмотря на то, что брак с гувернанткой Строгановых Марией Лонд (1770–1822) подарил Воронихину шестерых сыновей, у выдающегося архитектора не осталось потомков. Два ребенка умерли в детстве. Жизнь троих была непродолжительной: Александр (1805–1835), Павел (1806–1836), Владимир (1808–1828). Дольше всех прожил младший сын Воронихина Константин (1810–1869), однако он не оставил наследников.

В Пермском крае в память об архитекторе Андрее Воронихине названы улицы в Усолье и Ильинском. Также в 2009 году на северной стороне колокольни Ново-Никольской церкви была установлена мемориальная доска, посвященная архитектору.

"