Posted 11 декабря 2020, 03:40
Published 11 декабря 2020, 03:40
Modified 2 марта 2023, 14:42
Updated 2 марта 2023, 14:42
История Александра Бонавентуровича Турчевича начинается 26 февраля 1855 года на Киевщине (Киевская область, Украина). Будущий архитектор родился в дворянской семье с польскими корнями. Образование Турчевич получил в Киевской гимназии после которой поступил в Строгановское училище в Москве, где обучался живописи, ваянию и зодчеству.
Однако закончить обучение архитектор не смог. Как пишут краеведы Леон Кашихин и Лев Перескоков в сборнике «Старая Пермь», одной из причин по которой он бросил учебу, могла быть любовь к театрам. В те времена во многих учебных заведениях проводились литературно-музыкальные вечера и ставились спектакли. Александр Турчевич активно принимал в них участие. Благодаря своей любви к сцене, он познакомился с будущей женой Ольгой Петровной Смердовой.
Историки предполагают, что именно тяга к искусству привела зодчего в Пермь. Александр Турчевич приехал в столицу Пермской губернии в начале 1880-х годов. Будущий архитектор прибыл в Пермь не для того, чтобы проектировать и строить. Он оказался здесь, чтобы творить. Первую половину десятилетия Турчевич был антрепренёром в Пермском городском театре (сегодня Пермский театр оперы и балета), новое каменное здание которого построили в 1878 году. На сцене архитектор выступал под псевдонимом Александр Глумов, а в 1884 году он руководил постановкой драмы «Горе от ума».
В 1885 году к Турчевичу пришло осознание, что ни семья, ни театр не способны обеспечить его средствами к существованию. Он экстерном сдал экзамен на право производства строительных работ и стал принимать заказы на проектирование зданий. Турчевич работал в архитектурном стиле модерн, который был популярн в Европе на рубеже XIX и XX веков. Также в зданиях, построенных по проектам Турчевича можно увидеть элементы эклектики.
Первой известной работой Александра Турчевича стало восстановление дома, принадлежащего заводчику Яковлеву. Особняк, построенный в начале XIX века по проекту известного пермского архитектора Ивана Свиязева, сгорел в 1842 году во время большого городского пожара.
В 1880 году развалины старого дома купил пермский купец и меценат Николай Мешков, который и обратился с заказом к Турчевичу. Работы велись в 1885–1887 годах. Сейчас возрожденное архитектором здание называется «Дом Мешкова». Это памятник архитектуры, в котором находятся несколько экспозиций Пермского краеведческого музея.
В 1888 году Александр Турчевич все-таки получил финансовую поддержку от семьи, ему досталось большое наследство. Часть этих средств он потратил на регистрацию «Строительно-технического бюро А.Б. Турчевича» и возведение собственного дома, в котором располагалось бюро. Здание, кстати, сохранилось. Это особняк на пересечении улиц Екатерининской и Николая Островского, построенное в 1891–1892 годах. Как и многим проектам архитектора, «Дому Турчевича» присвоен статус памятника архитектуры.
После регистрации собственного бюро Александр Турчевич берет все больше и больше заказов. Архитектор создает проекты не только домов местной знати. Он также выполняет заказы на строительство церквей и общественных домов. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье и Екатеринбурге. Примечательно, что несмотря на большой объем выполняемых работ, штат бюро был невелик. Оно состояло всего из четырех человек: самого Турчевича и трех техников-чертежников.
Среди клиентов бюро Турчевича был род купцов Любимовых. По их заказу архитектор построил двухэтажный каменный особняк в стиле модерн с элементами эклектики на улице Екатерининской (Дом вдовы Любимовой), где сейчас расположился Пермский ТЮЗ и и «Маленькую Бельгию» Ивана Любимов в Березниках (комплекс заброшеных зданий в промзоне на Чуртанском шоссе).
Также руке Александра Турчевича принадлежит проекта «Дома купцов Тупицыных» (здание ФСБ) и знаменитый «Дом Грибушина», что упоминается Борисом Пастернаком в романе «Доктор Живаго», как «дом с фигурами», напротив которого Лара жила в Юрятине.
Кроме этого, архитектор провел реконструкцию Казенной палаты (администрация Перми) и спроектировал бывшее здание Епархиального женского училища (Православная классическая гимназия на перекрстке улиц Пермской и Газеты «Звезда»). По его проекту также был построен Доходный дом Кувшинского (находится на перекрестке улиц Петропавловской и Газеты «Звезда»).
Треть спроектированных и построенных Александром Турчевичем зданий — православные храмы. Под его руководством велась работа по 50 религиозным зданиями. При этом сам архитектор был католиком.
В 90-х годах XIX столетия Турчевич подготовил чертежи для расширения Спасо-Преображенского собора (сейчас здесь находится Пермская художественная галерея). В результате по бокам переходной галереи, соединяющей колокольню и зимний храм, появились дополнительные приделы, над алтарями которых были устроены купола с луковичным завершением. Архитектор выровнял кровлю перехода к колокольне, который стал прямым продолжением зимнего храма. Также его авторству принадлежит «верхний свет» в подкупольной части собора и новые оконные проемы на боковых фасадах здания.
Архитектор занимался реконструкцией Свято-Троицкой единоверческой церкви, которая находилась на Сенной (Октябрьской) площади. Храм снесли в 1930 году, на его месте был построен главный комплекс Пермского Политеха. Как и «Дом Мешкова» эта церковь была построена по проекту Ивана Свиязева.
Кроме этого, по заказу братьев Григория и Фёдора Каменских бюро Александра Турчевича спроектировало и построило в 1889–1892 годах церковь Марии Магдалины. В 1930 годах здание реконструировали. В советскую эпоху были демонтированы купола храма и надстроен дополнительный этаж. Сейчас здесь находится Институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (перекресток улиц Ленина и Николая Островского).
Авторству Турчевича принадлежит множество храмов за пределами Перми. До наших дней сохранились: Троицкий собор в Осе, Свято-Никольский храм в Кунгуре, Крестовоздвиженский собор в Верхотурье (Свердловская область), церковь Николая Чудотворца в селе Ершовка (Удмуртия).
Но далеко не всем блестящим проектам Александра Турчевича было суждено превратиться из чертежей на бумаге в здания. Так произошло с Троицким храмом, который планировалось построить в Чусовом. «Он был задуман как оригинальное, не похожее на другие его работы, сооружение. В нем сливаются русские традиции и готическая устремленность в высь. Его пропорции изящны и легки. Шатровые главы храма с колокольней значительно утончены», — пишут краеведы Кашихин и Перескоков о проекте архитектора. От строительства храма отказались из-за слишком высокой стоимости. Жители Чусового предпочли грандиозному проекту Турчевича деревянную церковь.
Несмотря на то, что большую часть времени Александр Турчевич посвящал архитектуре, он никогда не оставлял свою любовь к театру. «Глумов как драматический артист пользовался в свое время большим успехом у пермских зрителей как исполнитель ролей герой-любовников и герой-резонеров, обладал большим художественным вкусом и чувством меры, прекрасной внешностью и чудесным характером. Много раз я смотрел его исполнение, был с ним знаком. Летом 1896 года я вместе с ним принимал участие в пьесе «Параша-сибирячка», которая была поставлена в Пермском театре в память коронования царя Николая II. Он режиссировал и играл роль Неизвестного, а я был его помощником и исполнял роль Одного из народа», — пишет в своих воспоминаниях артист, режиссер и исследователь истории русского театра Андрей Чайкин.
Жена архитектора Ольга Смердова была актрисой и «женщиной очень развитой, культурной и неглупой». Она увлекалась фотографией и была членом Пермского фотографического общества. Вместе со своей супругой Александр Турчевич участвовал в различных постановках и занимался благотворительностью. Его имя указанно в списке почетных членов Пермского губернского попечительства детских приютов и Пермского епархиального училищного совета. Также Турчевич был пожизненным членом Пермского общества попечения о лицах, освобожденных из мест заключения.
Александр Турчевич скончался на 55-м году жизни. Новость о смерти архитектора появилась 31 декабря 1909 года в газете «Пермские губернские ведомости». «Александр Бонавентурович Турчевич скончался 30 декабря, в 9 ч. 45 мин. вечера, о чем жена и сын извещают знакомых. Вынос тела из квартиры в костел в 10 ч. утра 31 декабря. Похороны на новом кладбище в 11 ч. утра того же дня», — говорилось в сообщении. В некрологе, размещённом в «Записках Пермского отделения Императорского Русского технического общества» за 1910 год о Турчевиче напишут: «Всего им произведено до 150 построек, между которыми до 40 оконченных и 10 неоконченных церквей».
К сожалению, сегодня историкам тяжело детально изучать личную жизнь и деятельность Александра Турчевича. Как рассказали Properm.ru в Государственном архиве Пермского края, записей о его трудах и личных вещей осталось мало. Личный архив Турчевича и его бюро, в которых была переписка архитектора с клиентами и органами власти, исчез в годы Гражданской войны, когда вдова зодчего Ольга Смердова эвакуировалась из Перми вместе с войсками Колчака. Дата ее смерти и дальнейшая судьба неизвестна.
О сыне архитектора Борисе Турчевиче также осталось мало сведений. Как пишут исследователи Елена Спешилова и Алевтина Федоренчик в газете «Личное дело» (выпуск №3 (84), в 1917 году по решению Временного правительства он исполнял обязанности губернского комиссара Перми, а в 1919 году вошел в состав Уральского Совета рабочих и солдатских депутатов из-за чего попал в число людей, которые преследовались колчаковской властью. По словам краеведа Владимира Туркина, в с начала 20-х годов прошлого века Борис Турчевич жил в Москве, состоял в коллегии адвокатов, был консультантом юридического бюро треста «Фанеродвинолес», а в 1932 — 1940 годах служил в Минлеспроме.
В честь выдающегося архитектора Прикамья Александра Турчевича сегодня названа улица в строящемся жилом квартале «Арсенал». Есть в этом какая-то ирония, ведь на улице, названной именем талантливого зодчего, стоят «человейники». И если работы Турчевича — достояние Перми, то о новом ЖК такого сказать нельзя.
Фотографии предоставлены Государственным архивом Пермского края. В работе над материалом использовались публикации: Леона Кашихина, Льва Перескокова, Елены Спешиловой и Алевтины Федоренчик.