Проведем небольшой исторический ликбез. Первым градоначальником Перми в современной истории России был Владимир Филь, которого в 1992 году своим указом назначил президент Борис Ельцин. Филь много занимался вопросами медицины и социальной помощи, бюджетной политикой. Но несмотря на то, что в 1995 году пермский мэр стал лучшим среди градоначальников по всей России (да была и такая премия), на выборах 1996 года, он без шансов проиграл бизнесмену Юрию Трутневу.
Один из самых известных и влиятельных политиков региона Юрий Трутнев был на посту главы города до декабря 2000 года, после чего баллотировался в губернаторы Пермской области, где также победил, а пост мэра занял Аркадий Каменев. К фигуре последнего по-прежнему остается неоднозначное отношение: с одной стороны он продолжил развитие крупных инфраструктурных проектов, но с другой — стал фигурантом уголовного дела и был вынужден уйти раньше срока.
Осужденного в последствии за растрату Каменева сменил Игорь Шубин — именно был последним избранным народом мэром. Во втором этапе голосования Шубин победил известного бизнесмена Павла Анохина, но выборная кампания запомнилась прежде всего коалицией «против всех», которую создал авторитетный депутат Владимир Плотников. Шубин доработал свой срок, но в 2010 году прошла масштабная реформа местного самоуправления.
Да. Эксперты до сих пор дают разные оценки случившемуся. Отчасти Федеральный закон, по которому в регионах можно было отказаться от прямых выборов и переходить к иной модели, был принят ещё в 2003 году. Прогнозировалось, что подобное решение снизит напряжённость, и устранит противоречия между губернаторами и мэрами.
Триггером в Пермском крае, обусловившим переход к процедуре назначения или первоначально к созданию института «сити-менеджера» стали именно выборы 2006 года. Эксперты считают, что во многом реформу мог продвигать экс-губернатор Олег Чиркунов, который хотел наладить более эффективную работу мэрии и края благодаря фигуре градоначальника. Реформа была фактически продолжением всей федеральной политики по выстраиванию вертикали власти.
В июне 2010 года городская дума утвердила пакет поправок в Устав города. Главная из них — изменение процедуры выбора градоначальника. Вместо прямых выборов — избрание из числа депутатов городской думы.
Отмена прямых выборов мэра была одной из главных политических тем года. Предложение об «откате» реформы в апреле 2010 года внесли председатели трех ТОСов (территориальных общественных советов) после чего поправки в Устав города рассмотрели депутаты и предложили провести публичные слушания.
Также против поправок выступали пермские общественные организации, объединившиеся в коалицию «За прямые пермские выборы». Коалиция организовала митинги в поддержку действующей системы выборов и пыталась донести мысль — с отменой выборов население потеряет последние рычаги влияния на власть. Общественников поддержали уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина (по ее мнению, ущемляются права горожан) и экс-губернатор Пермской области Геннадий Игумнов (он заявил, что изменения ведут к отторжению населения от формирования власти).
На слушаниях были озвучены итоги соцопроса «Левада-центра»*: 79% пермяков высказались за сохранение прямых выборов. И хотя мнение общественности депутаты обещали учесть при голосовании, в итоге большинством отменили выборы. Затем были акции «позорный столб», суды, но отменить реформу не удалось.
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
В логике 2010 года «выбранный» из депутатов мэр отвечал запросу горожан — если пермяки выбрали депутатов, то последние могут сами найти мэра. Но в 2015 году последовала еще одна серия поправок в Устав Перми. Пост главы города — переместился из думы в мэрию вместе с полномочиями и теперь официально город возглавляет глава администрации.
Усиление вертикали власти, вероятно, продолжится в будущем и найдет новые формы, но сейчас можно сделать еще одну отметку — к 2020 году мэр стал фактически министром по делам Перми, а его полномочия много больше вице-премьерских. В подобной парадигме две главы исполнительной власти (губернатор и мэр) могут действовать вместе, что позволит быстрее решать болезненные вопросы: ЖКХ, проблемы социальной политики, вопросы здравоохранения.
Но какие городские задачи способен решить мэр самостоятельно, за что отвечает лично перед пермяками и чувствует ли ответственность перед людьми — вопрос для дискуссии. Очевиден тот факт, что реальный механизм прямой отчетности перед людьми сегодня отсутствует. Эксперты отмечают, что все институты слушаний, референдумов, отчетов, сходов, растущей открытости не заменяют и не подменяют прямые выборы. Хотя с другой стороны у людей сегодня практически нет потребности в прямых выборах.
По последним опросам (2015–2016 годов), отсутствие прямых выборов не входит даже в десятку ожиданий пермяков. И люди не видят связи, между волеизъявлением и изменением жизни, то есть выборы не выполняли функцию обратной связи с населением, объясняет результаты опросов Людмила Ознобишина.
Нового мэра выберут депутаты Пермской городской Думы. Но перед этим, 18 марта, состоится конкурс среди 10 кандидатов. Они представят комиссии свою программу развития города, а затем им предстоит собеседование. Стоит отметить, что конкурс закрыт от общественности и СМИ, хотя по «Положению о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур» прямого или косвенного запрета на присутствие для журналистов нет.
В результате закрытого отбора останутся два человека, которые будут рекомендованы думе для голосования. Победитель станет мэром и главой администрации Перми на пять лет (сейчас временно исполняет обязанности мэра экс-депутат Алексей Дёмкин). Прекратить полномочия мэра возможно по ряду причин: судебный приговор, вступивший в силу, решение Президента или отзыв ибирателями — то есть депутатами. Но горожане, которые недовольны работой главы города, проголосовать за его отставку не могут.