«…административные законы в силу своей специфической непреклонности оказываются действеннее природных и магических закономерностей».
А. и Б. Стругацкие
Суть реформы, которую 14 апреля начал Дмитрий Махонин: аппарат правительства Пермского края уходит в подчинение администрации губернатора. Возглавит новую структуру глава администрации Александр Смертин. Руководитель аппарата правительства станет одним из первых замов господина Смертина. После слияния появится суперведомство, которое отвечает исключительно перед губернатором. Александр Смертин становится вторым лицом в крае.
Правительство в такой конфигурации практически перестает существовать как самостоятельная структура. Глава правительства — губернатор, аппарат правительства (а это кадры, обеспечение взаимодействия, хозяйство, документооборот) — администрация губернатора. Вице-премьеры, министры и чиновники теперь напрямую без всяких оговорок подчиняются губернатору и его администрации. На бумаге они, конечно, правительство. Пока. Но почему бы, раз уж начали, не переименовать министров в начальники департаментов, как это было до 2006 года?
Но это уже мелочи. Главное — исполнительная власть края теперь вертикальна без всяких делений и ответвлений. Мало того, «ещё более вертикальна», чем раньше. Мэрия Перми уже встроена полностью, чего не было со времен СССР, другие города и районы (если не считать корпоративных Березников, Соликамска и Губахи) в очереди. Публичной политики у нас нет, ее подменила ритуальная. Политические партии, как профсоюзы — «приводные ремни». В общем, если использовать термин «властная вертикаль», то теперь она в Прикамье оформлена полностью. Хотя, конечно, «совершенству нет пределов».
В пермской реформе сторонник любой идеологии найдет себе фрагмент по вкусу. Государственник — поддержку федеральной реформы госуправления и необходимости сконцентрироваться перед новыми вызовами. Оппозиционер обязательно заметит новый этап централизации власти. Независимый политолог увидит «политику без политики». Эффективный менеджер — оптимизацию аппарата и уменьшение транзакционных издержек. Конспиролог — новую схему «решения вопросов» и зародыш будущих конфликтов. Оптимист ожидаемо обрадуется: «О! Наконец-то реформы дошли и до госаппарата. Это хорошая мотивация, надо двигаться вперед». Пессимист скривится: «Да все равно ничего не изменится». И все будут правы.
Давайте по-честному, существующая система управления в регионе неэффективна. Система разделения полномочий, казавшаяся логичной в начале прошлого десятилетия, удивительно быстро оказалась неработоспособной. Раздувшиеся ведомства создали кучу центров согласования, которые ни за что не отвечают. «К пуговицам претензии есть? А все остальное не наша зона ответственности». Любое серьезное решение зависает в паутине бумаг и согласований, зато наверх прорываются непродуманные и волюнтаристские истории. Неимоверно возросли транзакционные издержки. По сути, первые лица не только вынуждены любой вопрос решать вручную, но так же вручную контролировать все стадии исполнения.
По логике, административная реформа должна снять часть проблем. Появляется, что называется «одно окно». Есть проект, предложение, инициатива? Добро пожаловать в администрацию губернатора. Там проект осмотрят и взвесят не только с позиции экономики, но и с точки зрения политики, реакции общества, финансовых затрат. Представят губернатору варианты решения, а впоследствии еще и поручения ведомствам оформят. Политические разногласия? Добро пожаловать туда же на медиацию. Разногласия между властью и бизнесом? Вам сюда же. Этакий политико-экономический МФЦ с большими полномочиями. Согласования уменьшаются, транзакционка минимальная, времени уходит меньше, решения получаются обоснованные со всех сторон. А еще сокращается количество чиновников, и проходит централизация власти в русле нынешних тенденций. Ну просто класс, — идеал. Ляпота. Правда?
Традиция побеждать старую бюрократию с помощью бюрократии новой и административными методами известна с той поры, как в первобытном племени постарел первый совет шаманов. Попытки решения всех управленческих проблем через создание суперведомств так же делались неоднократно с разной степенью успешности. Были реформы во Франции, Испании, да и в России в разные эпохи. Ближайшая к нам по времени — хрущевская экономическая реформа «системы управления по территориальному принципу» — знаменитые территориальные совнархозы. Ее свернули через 8 лет после начала. Это кстати, обычный «срок жизни» суперведомств. Потому что слишком много в них завязано на личностях руководителей. Кроме того, суперведомства довольно быстро перестают воспринимать сигналы со стороны, начинают работать только «сверху-вниз» и в конечном итоге капсулизируются сами в себя как «полностью удовлетворенный человек» из книги братьев Стругацких.
Но нам-то даже 8 лет — за глаза. С одной стороны, импульс обновления исчерпается раньше, с другой — горизонта планирования дальше 2024 года все равно сейчас нет ни у кого. Главное, любым способом встряхнуть дряхлеющую и заскорузлую систему пермского управления.
Этот способ не хуже других.