Валерий Чупраков, президент ФК «Амкар-Пермь»: «Два года должно хватить, чтобы оказаться в Первой лиге»

Валерий Чупраков, президент ФК «Амкар-Пермь»: «Два года должно хватить, чтобы оказаться в Первой лиге»

25 июня 2021, 07:42
Весной 2021 года пермский футбольный клуб «Амкар» вернулся и прошел регистрацию, получив статус автономной некоммерческой организации «Амкар-Пермь». В середине июня состоялась первая пресс-конференция, посвященная старту футбольного клуба в ПФЛ в сезоне 2020/21, стратегии развития клуба и новому составу. В интервью для Properm.ru президент ФК «Амкар-Пермь» Валерий Чупраков рассказывает, почему мало создать основную команду клуба и как сохранить игроков в родном регионе.

— Недавно мы с коллегой затеяли спор о том, в каком году был образован «Амкар». В 1993 или 1994. Во мнениях мы так и не сошлись. Давайте расставим все точки над i наконец и определимся, в каком году была создана команда?
— В 1993 году в мае, на заводе. 1994 года, это год рождения профессионального клуба. Мы заявились в третий дивизион как профессиональный клуб, тогда была третья лига. Поэтому отсчет с 1994 года.

— А в 1993 году кто играл в команде?
— Это был «Амкар» — команда завода минеральных удобрений производственного объединения Пермьнефтеоргсинтез, где играли простые ребята заводчане. Это было их хобби, которое потом переросло в большой футбол. Когда мы начали выступать в третьей лиге несколько заводских футболистов остались в команде. Так и началась история.

— И вот мы здесь, пришли к сегодняшнему дню. Когда вновь появился «Амкар», вновь в Перми появились вы.
— Я бы сказал, что вновь появился не «Амкар», а создается новая команда, название которой «Амкар-Пермь». И сразу хочу сказать, что аббревиатура «Амкара» ничего не обозначает, никак не расшифровывается, это просто бренд Пермского края. Есть слово Амкар, которое служит брендом, и оно взято для новой команды.

— У вас уже состоялась пресс-конференция, где презентовали новую команду, рассказали о тренерском штабе и игроках. На данный момент команда полностью укомплектована или еще нет?

— Конечно нет. Только 15 июня закончился чемпионат Второй лиги и ребята сейчас съезжаются в Пермь. Кто-то уже для подписания контракта, кто-то едет на просмотр. О полном формировании команды пока речь не идет. Это будет все-таки перед началом чемпионата, ближе к середине июля.

— У каждой основной команды есть целая структура, которая зовется условно «пирамида», где располагается детский, юношеский, молодежный составы. Есть у вас эти ступени на данный момент, кроме той верхней, которая уже была представлена?
— Ребята, которые играют на КФК («Коллективы физической культуры» — одно из бывших названий первенства России среди любительских футбольных клубов — Properm.ru) и находятся в нашей Академии игровых видов спорта в отделении футбола именно они и будут представлять нашу вторую команду. Как только мы получим регистрационный номер из торгово-промышленной палаты по эмблеме, так сразу же они наденут эту эмблему и станут нашей второй командой. Мы бы, конечно, очень хотели иметь в этой «пирамиде» и клуб «Звезда». Пока идут переговоры как это можно реализовать, чтобы друг другу не навредить, поскольку у них другое юридическое лицо, то во время чемпионата оттуда не заберешь игрока, как допустим из второй команды. Рассматриваем все эти нюансы, я думаю мы найдем все точки соприкосновения и будем тоже в одной упряжке. Потом будем браться уже непосредственно за Академию. Сейчас они подали заявление на получение статуса регионального центра, который позволит создать команду по футболу и участвовать сначала в юношеской лиге, потом в молодёжной лиге, потом в КФК, потом в «Звезде», а потом и в основной команде «Амкар-Пермь». Это планы, которые мы должны осуществить.

— В какие сроки?
— Чем раньше, тем лучше. Сейчас Академия разрабатывает программу планирования. Думаю, что 2–3 года на это точно уйдет, чтобы это все выстроить. Самое трудоемкое — это фундамент этой пирамиды, детский спорт. На сегодняшний день он разрозненный. Муниципальные школы сами по себе, краевая Академия сама по себе, частные школы тоже сами по себе. Каждый занимается с какой-то определенной целью и в то же время без цели, потому что талантливые ребята уезжают в соседние регионы, в Краснодар летят, в Москву. Поскольку у Академии нет своих филиалов в муниципалитетах, то возможно выстроить систему путем соглашений между школами и Академией. И те, кто подпишут, смогут заниматься по одной методологии и готовить ребят для основной команды, и не будет ситуации «кто в лес, кто по дрова».

— Очень часто спортивные функционеры заявляют о том, что есть большая проблема с тренерами именно в детском спорте. Мы сейчас рассуждаем о создании системы. Есть кому тренировать?
— Я бы сказал, что тренеров сейчас нет. Это большая проблема. Для этого пригласили опытного тренера в академию, Олега Блохина из Тольятти. И вместе с ним будем решать кадровую политику, потому что обучать надо. Самое интересное, что тренера не хотят обучаться. Они говорят: «Вы нас обучите за чьи-то деньги, тогда мы пойдем учиться». Тренерам проще в одной команде оттренировать, приехать в другую, там оттренировать, потому третью. Вроде и деньги есть, и никто не заставляет показывать какой у него сертификат и лицензия. Поэтому предстоит очень большая работа и по всей видимости здесь нужно будет идти или через федерацию футбола края, чтобы она получала некую лицензию на право обучения тренеров или приглашать преподавателей, чтобы здесь на месте обучать. Отсылать всех в Москву будет слишком дорого.

— Если не отсылать в Москву. В стране есть несколько спортивных вузов, которые как раз готовят тренов по футболу. Если привлекать их. Есть ли возможность работать с выпускниками?
— Выпускник получает аттестат об образовании, а лицензию на тренера определенной категории только через высшую школу тренеров. Если приглашать из других городов, то нужно ему обеспечить жилье, а это довольно большие расходы. Сейчас проще идти по пути того, что приглашать тех, кто раньше играл за клуб и сейчас ушли на тренерскую работу. Их привлекать, их обучать и из них делать тренеров.

— Александр Гулявцев вернулся в «Молот», вы вернулись в «Амкар». Пока вы были на месте, всё работало. После вашего ухода клуб почил. Теперь вы вернулись и нужно начинать с нуля, выстраивать «пирамиду» снова. Сколько в регионе существует футбол?
— С 1911 года.

— Почему за это время не удалось создать систему подготовки футболистов? Не превращается ли это в хождение по кругу?
— Она была в Cоветском cоюзе. Она была при старом «Амкаре», у нас была школа, была академия, был дубль. То есть вся «пирамида» была. Как только обанкротился старый «Амкар» всё это кануло в лету. Разрушить всегда легко, поэтому сейчас все это нужно по-новой делать, кропотливо. Опять уйдут годы, конечно, но без этого у нас не будет местных игроков. Они все по стране уже играют. Некоторых, кто соглашается, возвращаем. Некоторые и рады бы вернуться на землю родную, но в других клубах они получают неплохие деньги, которые мы пока предложить не можем. Поэтому нам нужно растить из тех детей, что сейчас играют в Перми. Для этого нужна мотивация, она одна — есть команда. Да, сегодня Второй лиги, но чем выше будет уровень основной команды, тем больше будет мотивация у детей попадать в эту команду. Все опять восстанавливать надо, но в принципе это не страшно.

— Вы так говорите об этом, будто это так легко.
— Когда знаешь, что делаешь, для тебя это легко. Единственное, что по времени растягивается, потому что свои знания надо будет доказывать на всех уровнях: от муниципального до краевого. Частным школам доказывать, что они, конечно, молодцы, много ребят привлекают, но дети там занимаются только до 13 лет, а после им некуда идти. Эту нишу надо заполнять. А надо ли нашей Академии заниматься с ребятами от 7 лет? Мое мнение такое, что от 7 до 12 лет дети могут заниматься в муниципальных школах, а Академия в свою очередь должна лучших подхватывать в 13 лет и готовить дальше. Для этого в каждом районе города должна быть школа, которая по соглашению работает по методике Академии. А дальше скауты академии смотрят лучших ребят и предлагают им допустим раза два в неделю заниматься, как сборная города определенного года рождения у профессиональных тренеров. Вот тогда каждый ребёнок в школе будет думать: «Мой друг попал в сборную, я тоже хочу». Сейчас же дети просто ходят играть в футбол.

— Вы несколько раз упомянули, что «Амкар-Пермь» это новая команда и всё будет по-новому. Был презентован новый логотип клуба. Однако бренд обычно узнают, как говорится в лицо. Почему было принято решение сменить полностью внешний вид?

— Новая команда — новая эмблема. Старая эмблема была привязана к заводу. Сейчас завода нет. Это уже стало историей. В ней есть хорошие традиции, которые надо сохранить и перенести в нашу новую историю, но жизнь не стоит на месте.

— На прошедшей пресс-конференции был объявлен бюджет клуба. У вас финансирование 50 на 50, краевые и спонсорские средства или эта история не про «Амкар»?
— У нас нет финансирования 50 на 50, так как бюджет принимается в начале каждого года, а команда появилась весной. Будет или не будет нас финансировать регион, не знаю. Конечно, на первых порах не помешало бы. Сами понимаете, прежде чем что-то развивать нужны вложения. Сейчас у нас подход изменился в корне, у нас есть отдел развития, где специалисты занимаются нашим сайтом, мобильным приложением, базой болельщиков, на все это нужны средства. Конечно, можно сделать команду и на 50 млн рублей, но мы пришли выполнять определенные задачи, поставленные нам губернатором. А задача такая, что два года нам должно хватить, чтобы мы оказались в Первой лиге.

— Насколько я поняла, сейчас ведется плотная работа с разными спонсорами. Однако, в нынешних реалиях, в реалиях российского спорта и особенно регионального это сложная задача. Как вы справляетесь с ней? Что вы предлагаете взамен?
— Мы не ходим с протянутой рукой. Мы встречаемся и разрабатываем совместные программы, которые выгодны и им, и нам. Это не идет в одни ворота. У каждой компании есть расходная статья на маркетинг. Самый простой пример, надо компании вывести товар на рынок она идет к блогеру и он в своих роликах к примеру в Тик-Токе рекламу крутит. Почему мы этого не можем сделать? Можем, и у нас есть профессиональные ребята, которые могут предложить идею для продвижения компании через наш клуб. Мы работаем со спонсорами, предлагая свои услуги, где-то совместно решаем, где-то приходим с готовой идеей. Сейчас бюджет наполнен где-то на 75% за счет заключенных соглашений, и переговоры еще продолжаются.

— На пресс-конференции вы сказали, что халявы больше не будет и бесплатного выхода на стадион больше не будет. Однако, у людей сейчас появились больше телевизоры, отличные звуковые системы, удобные диваны и холодильник. Что вы предложите болельщику на стадионе за ту цену билета, которую он заплатит?

— Отдел развития смотрит, какая у нас будет программа лояльности в клубе и что мы будем предлагать за определенные категории билетов или абонементов. Перед матчем мы хотим устраивать некие празднества. Или это будет связанно с детьми, или это будет связанно со взрослыми, какие-то показательные выступления. То есть мы хотим делать полноценный Match day. Без этого сейчас никак, мы понимаем, что должна вестись работа с болельщиками, поэтому у нас предусмотрено создание «Ассоциации болельщиков».

— Что такое Ассоциация болельщиков?
— Все болельщики должны быть объединены. Если тебе клуб не безразличен, если ты хочешь, чтобы он и дальше существовал, то каждая твоя копейка для клуба уже превращается в рубль. Поэтому ассоциация предусматривает членские взносы и плюс некая программа лояльности для тех, кто в ней состоит.

— Помимо бонусов вы должны и предложить удобство. У нас очень старый стадион. Разговоры о его реконструкции и строительстве нового ведутся с начала 2000-х годов. Сейчас стадион будут делить три команды. Есть планы объединиться и начать диалог с властями о новом стадионе?

— Мечта пока остается мечтой. Губернатору многое досталось в наследство, это и новая сцена оперного театра, и зоопарк, и галерея, и третий мост, и 300-летие города, и Товарный двор. Ну неужели мы сейчас придем и скажем: «Дмитрий Николаевич, тут уже невозможно играть, надо новый стадион»? Он и без нас это знает, но сейчас не время об этом говорить. Сейчас у нас есть время найти по миру подходящий для нас проект стадиона и купить уже готовый, это будет намного дешевле. Самое главное постараться это будущее строительство сделать через государственно-частное партнёрство. Для этого нужно проработать на каких условиях компании готовы участвовать. Мы сейчас этим занимаемся и уже есть некие предложения, которые, конечно, сырые и надо смотреть условия. Есть время, думаю года два, составить четкий план действий, с которым уже можно будет идти к губернатору и предлагать включиться в строительство.

— Футбол в регионе есть, но пока очень раздробленный. У вас есть идеальный пример клуба или лиги?

— На сегодняшний день — система Сергея Галицкого. ПФК «Краснодар» и его академия — это идеальная структура, которую он выстроил. Пусть даже и частную. Точно такую же структуру можно сделать и здесь, как я уже сказал, привлекая на определенных условиях муниципальные и краевые школы.

— В краснодарский футбол вложены огромные средства и прибыли оттуда, насколько я знаю, Сергей Галицкий не получает.
— Насколько я знаю они троих или четверых игроков продали в топовые клубы. И это только известных, которые играли за основную команду. А сколько еще тех, кто был продан во Вторую и Первую лиги. Просто для получения прибыли нужно время.

Я бы еще сказал, что надо привлекать и родителей. Пусть символическую плату, но они должны вносить за обучение своего ребенка. Люди работают с ребенком и почему они должны это делать бесплатно? Я понимаю, государство должно содержать массовый и детский спорт, но даже в этих случаях должна быть хоть небольшая плата. Когда родители платят за ребенка, тогда появляется некая ответственность и спрос с ребенка. Так же появится более разумный подход к выбору вида спорта. Может парень не хочет играть в футбол, но его оправляют, потому что там бесплатно. Ему интересна борьба, но там надо платить и в итоге из ребёнка ничего не получится. При платном обучении и интересе ребенка к виду спорта он за собой чувствует ответственность и ходит с удовольствием.

Вообще, взять если весь наш российский футбол и школы, я не видел, чтобы в них воспитывали лидера. Лидер — это тот, кто может взять ответственность на себя в игровом моменте. В пас играть можно и в 20 лет научиться, а вот привить лидерские качества начиная с 6 лет, вот это задача каждого тренера.

— А чем проблема, почему у нас нет таких игроков?

— А зачем? Играют в якобы атакующий футбол, в пас, это сейчас модно. А что толку? Даже в сборной России некого отметить, кто бы мог взять на себя роль лидера, ну разве что Александр Головин.

— Вы сейчас приехали в Пермь. Взяли на себя ответственность, сделать новый клуб, искать людей, искать деньги, восстановить футбольную систему. Вам не страшно?
— Я уже пожил достаточно долгую жизнь и все страхи остались там. Разговоров я тоже не боюсь. Я живу по принципу: «Собака лает, а караван идет», так вот этот караван «Амкар-Пермь» уже никто не остановит.

Екатерина Шафиева для Properm.ru

#Спорт #Спецпроекты #Интервью #Амкар #Чупраков
Подпишитесь