На территории Товарного двора в Перми завершается демонтаж зданий для потенциальной строительной площадки под один из мега-проектов к 300-летию Перми. 14 га планируется частично использовать под расширение ул. Строителей, часть — под инфраструктуру транспортно-пересадочного узла, часть — под деловой квартал «Пермь-Сити» и жилой комплекс.
Товарный двор ограничен улицами Локомотивная, 2-я Шоссейная и Энгельса, неподалеку от вокзала Пермь - II. До 2000 года на этом месте находилось структурное подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги, но почти 20 лет участок пустовал, пока власти Прикамья в 2018 году не купили право его аренды у АО «РЖД» за 798 млн рублей. 11 млн рублей из этой суммы стоили полуразрушенные здания, которые сносит подрядчик.
По словам работников, находящихся на месте, разборка бывших технических строений железной дороги должна завершиться в кратчайшие сроки — действие контракта с ГКУ «Имущественное казначейство Пермского края» истекает в ноябре.
Однако стоимость контракта и подрядчик демонтажа зданий в минтрансе региона не раскрыли, эту часть запроса журналиста Properm.ru в ведомстве оставили без комментариев. В системе госзакупок и в базе «СПАРК-Интерфакс» подобного контракта с указанием Товарного двора или адресов его объектов нет.
Сейчас на сопредельных землях Товарного двора остались нетронутыми павильон шиномонтажа и здание автомойки. Их работники сказали журналисту Properm.ru, что, по всей вероятности, весной их также снесут — «владельцы ведут переговоры с властями о выкупе участков у частных лиц». Эти планы в минтрансе также отказались раскрыть. Здание автомойки единственное, сохранившееся из всех «исторических» строений Товарного двора.
Конфликт вокруг Товарного двора может продолжиться в новом ключе. Дело в том, что снос 18 купленных у «РЖД» зданий начался еще до вынесения решения кассационной инстанции Уральского арбитражного суда. В ноябре 2021 года иск прокуратуры о незаконности сделки вернули на пересмотр в арбитражный суд Пермского края. Прокуратура настаивает на том, что цена, которую заплатили из бюджета региона была завышена, в том же 2018 году эксперты Росимущества оценили ее в 387,6 млн рублей.
В своем иске прокуратура требует применить двухстороннюю реституцию в виде возвращения сторонам друг другу имущества и средств. Поэтому возникает логичный вопрос, а не может ли снос зданий впоследствии стать причиной для возбуждения уголовного дела: если суд со второго раза сделку незаконной, то как регион сможет вернуть снесенные здания и обосновать расходование средств на их демонтаж? В минтрансе журналисту Properm.ru сообщили, что «позиция в отношении иска не изменилась. Мы по-прежнему считаем сделку соответствующей законодательству».